» » Искусство диорамы в судомоделизме

Искусство диорамы в судомоделизме 

Искусство диорамы в судомоделизме

Недаром искусство морской диорамы принято считать вершиной судомодельного мастерства, а ее создателя - художником, творцом. Настоящая диорама - куда больше, чем просто уменьшенная копия корабля. Как правило, это сложный сценарий, разработанный по всем законам жанра с единственной целью - органично вписать судно в среду его обитания, будь то строительная верфь, тихая гавань или разбушевавшаяся морская стихия. А потому автор диорамы должен обладать обширными знаниями не только в области истории прототипа, но и в сфере скульптурной пластики, живописи, художественной композиции.
Искусство диорамы в судомоделизме

Среди начинающих моделистов бытует мнение, что диорамой можно исправить неудавшуюся модель корабля. Думать так - величайшая ошибка! Напротив, именно диорама становится "критерием истины" для модели, выявляя и подчеркивая все неточности и шероховатости ее исполнения. И только когда сама модель безупречна, точна исторически и технически, диорама достигает своей цели - создать полную иллюзию реальности, а значит, нашего собственного присутствия на месте давно минувших событий…

Но существует и оборотная сторона медали. Выбирая сюжет для диорамы, вряд ли стоит опасаться того, что корабль растворится в своём окружении, перестанет быть ключевой фигурой действа. Скорее, наоборот, скудость идеи и небрежность проработки остальных элементов диорамы способны убить любую, даже самую значительную модель.

Конечно, если задаться целью, можно придумать бесконечное множество ярких и запоминающихся морских сюжетов. И все же большинство из них укладывается в рамки нескольких основных вариантов исполнения диорамы.

Вариант 1. Корабль в море

Сюжет самый простой и, вместе с тем, самый ответственный, так как без реалистичного изображения водной стихии морской диораме попросту не быть. Постройка такой диорамы начинается с подиума. Прежде всего, выбирается его размер, достаточный для реализации сценария, определяется расположение модели и других элементов композиции (пирса, шлюпок, буйков).

Подиум диорамы может быть изготовлен из листа фанеры, полистирола или оргстекла. Как же точно передать сильное волнение или легкую зыбь? Сперва моделистом создается форма волны из пластичного материала - гипса, автомобильной шпаклевки, эпоксидной смолы. Но главное - суметь "оживить" эту пока еще безжизненную массу. И тут придется потратить немало времени, созерцая картины художников-маринистов, экспериментируя с цветом, подбирая верные оттенки для передачи глубины моря, прозрачности гребней волн и "кипящих" кильватерных струй.

Но чтобы даже нехитрый сюжет выглядел реалистично, его элементы должны находиться в полной гармонии друг с другом. Наполненные ветром паруса, легкий крен на борт, белые бурунчики у форштевня, развевающиеся флаги - все это штрихи общей картины судна, бегущего по волнам. Особое обаяние диораме способны придать точно подмеченные мелкие детали, например, дымок, вьющийся из трубы корабля…


Интересны сюжеты, почерпнутые из истории. Не только фантазия моделиста, но и старинные гравюры, фотографии и даже видео с изображением морского боя или тонущего судна могут дать свежую идею для диорамы. Задача воплощения такой зарисовки с натуры значительно усложняется: ее замысел начинает главенствовать над моделями судов, подчиняя их общей композиции. Так, при реконструкции морской битвы должны быть верно проложены курсы кораблей, учтены углы наводки орудий и поворота башен, соблюден боевой строй.

Вариант 2. Корабль в гавани

До сих пор мы имели дело с диорамой на плоскости, имитирующей бескрайнюю водную гладь. Следующая ступень - это добавление к диораме трехмерных элементов, создание видимой перспективы. В сюжет такой диорамы вплетаются новые детали: торговая гавань приморского городка, береговой утес с маяком или неожиданно возникшая на горизонте вражеская эскадра. Их изображение создает специальная картина, так называемый "задник", в который плавно перетекает модельная композиция переднего плана. Для правильной передачи перспективы задник может замыкать диораму с двух, трех или даже четырех сторон. Жизненность бытовым сценкам придают искусно сделанные и раскрашенные фигуры людей - главная "фишка" многих портовых сценариев, в том числе, замечательных диорам из французского морского музея De Lorient…


Вариант 3. Диорама верфи

Особняком от других морских сюжетов стоят диорамы строительных верфей. В таких сценариях на первый план выходит техническая реконструкция процесса рождения корабля в мельчайших его подробностях. Чаще всего мастер диорамы обращает свой взор на старинную верфь - место появления на свет парусного судна. Многие моделисты считают, что достаточно сотворить слабое подобие стапеля в виде брусков, чтобы недостроенный корпус модели парусника мог претендовать на роль диорамы. Однако это не так. Обязательные атрибуты настоящей верфи - строительные леса, опоры, лестницы, сходни, лебедки, стрелы для подъема шпангоутов и крупных деталей, а также множество заготовок и уже собранных узлов корабля. Но жизнь в верфь-диораму можно вдохнуть, лишь показав "застывшие во времени" технологические процессы: распилку бревен на козлах, обтесывание бимсов, установку шпангоутов на киль судна, изгибание досок обшивки над костром. Эти сценки немыслимы без масштабно выполненных человеческих фигур и строительных приспособлений, точной передачи элементов пейзажа, фактуры почв и растительности, макетирования архитектурных форм.

Итак, диорама готова! И чем меньше условностей и упрощений допустил ее создатель, тем сильнее наше ощущение реальности картинки, тем выше историческая и художественная ценность модельной работы…

Источник: modelsworld.ru

Автор: Red_Witch от 28.05.2008

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.