» » Теория профессионального рестлинга

Теория профессионального рестлинга 

Теория профессионального рестлинга

Профессиональный рестлинг - причудливая культурная форма “общества зрелищ”. Телевизионные программы, посвященные рестлингу, появились в России сравнительно недавно и пока еще кажутся экзотикой. В Америке же рестлинг - очень популярное шоу, огромная индустрия, в функционирование которой вовлечены специальные теле- и радиопередачи, журналы, веб-страницы. Добавим к этому гигантскую корпорацию - монополиста рестлинга в США - WWF (Всемирная федерация рестлинга), множество мелких независимых организаций, школы, фан-клубы. Каждую неделю специализированные программы по рестлингу смотрят десятки миллионов телезрителей по всему миру.
История этого зрелища берет начало в массовых развлечениях XIX в. В том виде, в каком он существует в наши дни, рестлинг сложился в 1970-е годы. С тех пор он переживал подъемы и спады популярности. Во второй половине 90-х интерес к рестлингу возродился с новой силой.
Итак, что же такое профессиональный рестлинг?
Главная его составляющая - бой двух или нескольких профессиональных борцов на ринге перед “живой” аудиторией. Шоу - вечер рестлинга - строится из серии поединков, объединенных сюжетными линиями. Обычно в таких программах действие перемежается речами, которые произносят участники представления, и сценами “из их жизни”, как бы подсмотренными камерой за пределами зала, которые демонстрируются публике на экране.
На первый взгляд, борьба поражает своей утрированной жестокостью. Тот, кто впервые видит рестлинг, недоумевает: достигает ли цели хотя бы один из ударов на ринге? Не является ли все происходящее срежиссированным спектаклем? Действительно, исход матча и его кульминационные моменты в рестлинге заранее предписаны. Хотя бой позволяет борцам импровизировать, все приемы могут выполняться только в паре и требуют равного усилия и от “победителя”, и от “побежденного”. В основе поединка и целой передачи лежат сценарии. Они следуют устойчивым сюжетным клише, сочетая многократные повторы с неожиданными драматичными поворотами действия.
Участники шоу - постоянная труппа борцов-актеров, за каждым из которых закреплена определенная роль; это персонажи со своими именами, характерами и легендами. В отличие от театральной постановки, в рестлинге шоу не завершается с окончанием пьесы и не может быть начато заново. Все бои вплетаются в большие “истории”, которые развиваются в реальном времени, т.е. во времени зрителя. Таким образом, рассказывание историй продолжается годами.
“Живые” выступления борцов проходят каждую неделю в разных городах Америки и Канады. Вечера рестлинга регулярно транслируются по телевидению и освещаются в Интернете.
В рестлинге соединяются элементы спорта, театральной пьесы, мыльной оперы. Этот ряд можно продолжить фрагментами из цирковых представлений, ток-шоу, концертов рок-групп, взаимно перетекающих друг в друга. В 80-е гг. ниша, которую занимает рестлинг среди других зрелищ, была названа “спортивным развлечением”.
Элементы шоу
Все элементы оболочки рестлинга, которая и есть зрелище, нагружены определенными смыслами, используют определенный условный язык.
Круг участников шоу очень широк и включает не только борцов, мужчин и женщин, выступающих на ринге. Всех героев, будь то судьи, комментаторы, обслуживающий персонал, отличает несвойственная спортивным программам ангажированность, живое участие в действии. Так, рефери, призванные вносить Порядок в стихию боев, чаще всего играют роль Пристрастных или Слепых вершителей судьбы, влияющих на исход поединка. В рестлинге судья воплощает всю несправедливость спортивного судейства. Публика в зале - важное действующее лицо. Ее предназначение и роль - быть “заинтересованной массой”, бурно выражать свое отношение к происходящему, поддерживать и освистывать положительных героев и злодеев. Главное качество, закрепленное за аудиторией, - Объективность. Зрители выражают “голос народа”; их коллективными устами говорит сама Правда. Поэтому публика всегда выносит свой вердикт и “хорошим”, и “плохим парням”, оценивая события вечера. Все присутствующие в зале и за сценой, вместе с владельцами и устроителями шоу, представляют собой активных героев, коллективное тело рестлинга.
Пространство - заполненный зал, посередине которого расположен ринг. Непременный атрибут толпы на трибунах - самодельные, т.е. идущие от “глубины переживания” разноцветные плакаты. Над головами собравшихся помещен огромный экран, на котором показывают в деталях поединок. Профессиональная съемка помогает зрителям видеть “правильным” образом, настраивать свой взгляд на самые выигрышные, “героические” ракурсы. Экран - общий глаз публики, которым она не только смотрит, но и подглядывает за кулисы шоу. Зрители могут увидеть как бы не предназначенные для чужих глаз картины “тайных сговоров”, “подкупа”, “вероломных нападений” - подтекст событий на ринге.
Свет и пиротехника наводят глянец, упаковывают яркое, бушующее зрелище, акцентируют внимание на выходах той или иной звезды. Появление новых участников действия может сопровождаться столбами огня, обозначающего на условном языке неконтролируемость чувств и поступков, “природную дикость” борца.
Ринг, обнесенный канатами, - центр представленного в рестлинге мира. Это место Последнего-и-Окончательного-Выяснения-Кто-Прав (которое, впрочем, никогда не бывает таковым). Схватка между рестлерами часто предваряется речами перед микрофоном. В долгих монологах борцы посвящают зрителей в перипетии своих взаимоотношений с противником, грозят или хвастают своей силой. Следующий за этим бой недвусмысленно показывает, кто есть кто.
На ринге действуют правила. Их смысл двояк: как знак Спорта они свидетельствуют о честности происходящего. Но очарование правил состоит в том, что их всегда нарушают. Они не действуют вне ринга, куда, в царство беззакония, поочередно утаскивают друг друга борцы. Так, своим существованием правила предвосхищают их Попрание, поскольку от рестлинга ожидается особая жестокость. Соблюдение правил подчеркивает благородство и уязвимость положительного героя. Их нарушение свидетельствует или о низости персонажа, или о том, до какого предела справедливого гнева может быть доведен “хороший парень”. Самая желанная картина в рестлинге - потеря контроля над собой, аффект, неистовство.
Выражать эти чувства помогают предметы, расположенные вокруг ринга стулья, биты, столы, лестницы. Ударить своего противника стулом или битой значит выразить к нему отношение, выходящее за пределы простого поединка, подчеркнуть свою Вражду и нанести Оскорбление.
Мужчины и женщины в рестлинге обладают гипертрофированными телами, свойственными скорее людям, занимающимся бодибилдингом, чем спортом. Большой вес, рост и масса мышц борца парадоксально сочетаются с легкостью движений и акробатическим владением своим телом. Тело рестлера, в идеале, должно выражать сущность исполняемой роли. Значение имеет не только сложение, но походка, манера наносить удары, прически и т.п. Отталкивающие персонажи двигаются подчеркнуто противно; положительные герои во время боя принимают эффектные позы.
В дискурсе этого зрелища тела рестлеров преподнесены как красивые. Однако они не соответствуют классическим канонам красоты. Их прекрасно-безобразные формы ближе к гротескному телу карнавального монстра и ярмарочного силача. В противоположность возвышенному идеалу, они демонстрируют приземленную красоту, говорят на языке гротескного реализма, стоящего в оппозиции к официальным нормам красоты в культуре.
Некоторые борцы закрывают лицо маской. В 80-е г. их использовали чаще, что отвечало близкой рестлингу по духу эстетике тяжелой металлической рок-музыки. Однако и сейчас есть несколько популярных персонажей (“Стинг”, “Каин” и др.), чьим атрибутом является раскрашенное или скрытое лицо. Полузамаскированное лицо рестлера, вместе с облегающим тело трико, отсылают к персонажам популярных комиксов и фильмов о супергероях, таких как Бэтмен, Супермен, Капитан Америка. Присущая им сверхчеловеческая сила и чудесные способности пробуждаются в момент переодевания героя в костюм, соответствующий его новой природе. Тело в одежде, повторяющей его контуры, и наполовину скрытое лицо борца воплощают мечту о непроницаемости оболочки, неуязвимости человека для мира.
Знаки персонажей. Рестлинг - зрелище, каждый момент которого должен сразу же предельно ясно прочитываться. Тело борца и многочисленные знаки, которыми окружены герои, помогают мгновенно раскрыть суть роли.
Характерны сами выходы героев на сцену. Знаменитый рестлер Халк Хоган, поднимаясь на ринг, разрывает на себе майку, показывая свирепость и готовность драться. Гробовщик, чей образ трансформировался из “металлиста” и инфернального “выходца с того света” 80-х в “честного байкера” 90-х, выезжает в зал на мотоцикле и ударяет себя в грудь, демонстрируя свою подлинность (я - это я, и со мною правда). Наиболее популярные борцы имеют в своем репертуаре “фирменный” прием, которым заканчивают бой; сам факт его проведения обозначает полное Поражение противника. Немало информации о персонаже сообщают вне-ринговые предметы - одежда, средства транспорта (шикарные автомобили Богатых Негодяев, “Харлей” Байкера или грузовик Простого Честного Парня).
Бой в рестлинге рассматривается как поединок между врагами, испытывающими искреннюю взаимную неприязнь. Это недружелюбие обязательно мотивировано предшествующими событиями: публика должна знать в деталях обстоятельства вражды.
Все, что представлено зрению в этом шоу, - избыточно. Качества персонажей утрированы, как преувеличены и способы их проявления. Подлец не только рассказывает в микрофон о своей подлости, но при этом гадко усмехается, потирает руки. Простодушный герой разговаривает с публикой, позволяя злодею вероломно, но очевидно для аудитории, подкрасться и напасть сзади... Каждый прием рестлеров сопровождается Мучениями поверженного противника. Одного страдания мало; необходимо кричать и корчиться от боли, бить руками об пол, прося пощады. Проигрывать не стыдно, как и не стыдно обнаруживать Боль, Слезы. Победитель должен наслаждаться Триумфом. Все переживания и эмоции находят в этом зрелище ясный знак для своего выражения, демонстрируют завершенный образ испытываемой страсти.
Как строится текст “спортивного развлечения”? Прежде всего, за кадром остаются авторы, разрабатывающие продолжающиеся сюжетные линии, кульминации которых приходятся на сезонные праздники рестлинга.
Хотя длинные истории тянутся месяцами, отдельные фрагменты зрелища обладают полнотой смысла. Каждый момент является указанием на “Ненависть”, “Возмездие”, “Коварство”, “Предательство”. Так постоянная незавершенность сочетается с самодостаточностью разнообразных сцен зрелища.
Свою риторику рестлинг заимствует большей частью из спорта (“тяжелые” и “полутяжелые весовые категории”, “чемпионаты”, рефери, облаченные в полосатую форму и т.п.). Немалая дань отдана жанру телесериала. Бои идут с переменным успехом, демонстрируя Повороты Фортуны и силу духа (притворство) поверженного, который должен подняться на ноги после тяжелейших ударов и переломить ход сражения в свою пользу. Как положено мыльной опере, бой редко завершается по-настоящему и никогда не ставит точку в сюжете. Скорее, окончание поединка создает новые обстоятельства. В решающих матчах редко случается “чистая победа”; в схватку вмешиваются “незапланированные” участники, приходя на помощь или мешая кому-то из борцов. Вариантов сюжетных ходов в самом бое немного; однако они должны быть неожиданными. В этом и состоит задача авторов сценария - не давать разрешиться коллизии, постоянно поддерживать напряжение.
Своеобразным резервом инноваций для разворачивания повествования в рестлинге служит ход, именуемый поворотом. Благодаря ему существует возможность внезапного изменения в характере персонажа, когда положительный герой вдруг становится отрицательным и наоборот. Такой маневр вносит в действие элемент предопределенной непредсказуемости. Повороты и продвижения второстепенных участников на вершину являются наиболее обсуждаемыми темами среди поклонников рестлинга.
Все сказанное выше относится к непосредственному переживанию рестлинга в момент просмотра шоу. Однако его культурный текст достраивается за пределами ринга - и за пределами зрительного зала и телевизионной передачи. Происходит постоянное расширение пространства, где зрелище облекается в слова - в текстах профессиональных комментаторов и специалистов, интервью с борцами, письмах поклонников шоу в печатных и электронных изданиях... Увиденное соотносится с личными ожиданиями и прогнозами, соотносится с Историей шоу, встраивается в большой нарратив рестлинга.
Какие истории рассказывает рестлинг?
В рестлинге представлена “неполиткорректная” культура. Это зрелище дает отдых от соблюдения приличий, от выполнения правил толерантности.
Борцы - “плохие парни” часто начинают выступления с оскорблений публики; за это аудитория платит им тем же (нередко присутствующие в зале как бы забывают об игровом характере происходящего, забрасывая “злодеев” бутылками и другими предметами).
Мужчины в рестлинге демонстрируют чрезмерную мужественность. К груде мускулов добавлена агрессивность, брутальность. Показательны прозвища рестлеров: Big Sexy, Grandmaster Sexy или Зверь-с-Востока. Худший упрек, который может прозвучать в адрес борца-мужчины, это “трус”, “плакса”. Герой, который превращается в отрицательного персонажа, сразу же теряет храбрость. Пусть это нелогично по отношению к его предшествующему имиджу, но негодяй обязан трусить. По отношению к женщине борец - настоящий Мачо.
Женщины в шоу играют роль “довеска” в сюжете. Они проводят свои бои, но основная линия в сценариях принадлежит более зрелищным выступлениям мужчин. Женщины действуют не сами по себе, а как подруги, жены, дочери рестлеров. Их периодически бьют и оскорбляют “чужие” мужчины, за них заступаются “свои”; они служат оправданием того или иного сюжетного хода. В шоу за женщинами, как правило, закреплено амплуа “красивой стервы”.
В рестлинге активно обыгрываются узнаваемые культурные группы, субкультуры, такие как “рэпперы”, “панки”, “байкеры”... Среди этнических групп существует своя иерархия. Борцы-афроамериканцы могут выступать в качестве носителей идей “черного расизма”. Но их этнос чаще невидим (на протяжении последнего десятилетия это право активно отстаивалось в массовом американском кино). Так, в популярной паре рестлеров один из Братишек Дадли - белый, а другой - чернокожий. В других случаях сам этнос представлен как характеристика персонажа. Борцы исполняют роли “мексиканцев”, “канадцев”, экзотических “дикарей с островов”, отвратительных “англичан” и т.п. В последние десять лет заметным этническим врагом была “исламская группировка”.
Знаковые образы сменяются с течением времени. Трансформируются и роли, и основные конфликты. Кто герои рестлинга? Какие истории они рассказывают? Какие коллизии имеют отклик у публики?
В 80-е гг. достаточно недвусмысленно были выражены амплуа положительного и отрицательного героев. Суперзвезда того времени Халк Хоган призывал своих поклонников “тренироваться, молиться и принимать витамины”. В 90-е гг. четкие границы между крайностями стерлись. Многие “хорошие парни” для поддержания интереса сделались “злодеями” (как тот же Хоган). Сегодня почти у каждого есть привлекательные и отталкивающие черты. Несимпатичный персонаж может исполнять роль справедливого мстителя; на его фоне другой борец будет казаться законченным мерзавцем.
В настоящее время главная коллизия в рестлинге строится по отношению к власти. Ее носители (администрация, семья владельца шоу в WWF) пользуются всеми благами, недоступными обычным Честным людям. Избалованность роскошью, подлость и коварство, как вирус, поражают тех рестлеров, которые вступаются за “богатую верхушку” шоу-бизнеса. Зрителям предоставляется возможность противостоять власти, выражать гордое презрение тем, кто, по сути, и устраивает для них зрелище.
Положительные персонажи чаще всего оказываются носителями традиционалистской идеологии. Побеждая, герой утверждает состоятельность определенного стиля жизни и мысли. Рестлинг рассказывает моральные истории. Самый положительный Герой, как правило, “Простой человек”, “Народный чемпион”. По словам одного из обозревателей, главное достоинство выдающегося борца Голдберга состоит в его скромности. “Хотя его слава и счет в банке растут с каждым днем, его эго под контролем”. Необходимо много и тяжело трудиться, чтобы достигнуть успеха, быть неприхотливым, не поддаваться соблазнам денег и не требовать от жизни слишком многого. “Хорошему парню” позволителен имидж бунтаря-сквернослова, если этот бунт направлен против монополистов, выскочек, любителей легкой наживы или чужаков; более странно увидеть его в костюме, чем в старых джинсах с банкой пива в руках.
Реальность и правдоподобие
В чем причины популярности рестлинга как зрелища? Что именно в рестлинге “нравится”, заставляет включать телевизор? На этот вопрос можно давать разные ответы. Рестлинг - синтетическая культурная форма, где соединены “ударные” ходы из различных жанров массовой культуры. Говоря словами Ролана Барта, это Большая человеческая комедия, где подтверждаются важные для культуры ценности. Рестлинг позволяет реализовать желание болельщиков внести в спорт больше драматизма, увидеть скрытые от глаз конфликты, подглядеть за взаимоотношениями людей, открыть высший смысл Победы и Поражения. Условный мир рестлинга дает выход для агрессии публики, помогает артикулировать социокультурные предубеждения и тревоги, проговаривать конфликтные ситуации. Вместе с актерами зритель проигрывает те или иные роли, в отдельные моменты программы соотнося себя с героями и домысливая свой идеальный образ.
Еще одна черта рестлинга - его правдоподобие - придает особую притягательность шоу. Изобилие и избыточность внешнего, яркой и ужасной поверхности контрастирует с невозможностью проникнуть внутрь блестящей упаковки. В современном рестлинге сочетаются взаимоисключающие черты. Все официальные высказывания о нем подразумевают подлинность происходящего на ринге и за его пределами. Действие репрезентировано как “реальное”. Зрители же посвящены в секрет Полишинеля и знают о срежиссированном характере шоу. Этого не скрывают и сами рестлеры: “Мы начнем с самого простого, все удары руками, ногами и т.д. - не настоящие, вместо удара идет хлопок. Удары стульями, битами и прочими предметами не настоящие, так как стулья сделаны из легкого алюминия. Поэтому они гнутся о головы борцов... Помните, что правильное выполнение всех движений зависит от двух сторон. Если ваш напарник будет бездействовать, то ничего не получится”. Такими словами приветствует читателей своего сайта известный профессиональный борец Крис Бенуа.
Казалось бы, перед нами ситуация заинтересованного и серьезного соучастия поклонников рестлинга в игре. Все же в основе зрелища лежит тайна, огражденная стеной недоговоренности. Хотя каждый фрагмент шоу должен прочитываться вполне определенно, но за пределами непосредственного восприятия начинается бездна двусмысленности.
Она культивируется и устроителями шоу, и самой аудиторией. Зритель постоянно гадает, где в рестлинге “постановка” и где “правда”, поскольку точно знает, что где-то должно кончаться одно и начинаться другое. Невероятная в своей нечеловечности предпосылка, что “все - неправда”, не может быть принята на веру. Действие не бывает целиком постановочным. Когда начинается импровизация? Где исполняемая роль соединяется или противоречит характеру борца-актера? Как отличить настоящую Боль от сыгранной?
В рестлинге реальность имеет сложный статус. Предполагается, что персонаж живет в той же действительности, что и зритель. Ряд событий, влияющих на развитие сюжета, происходит за пределами программы. Отсылка к этой невидимой для зрителя жизни позволяет обнаруживать новые обстоятельства. Закадровая “реальность” используется как неисчерпаемый источник для вдохновений и ходов сценариста.
Все герои рестлинга проживают одновременно две жизни: как обычные люди, со своими семьями, характерами и т.п., и как персонажи - со своими. При этом “реальность” рестлера приоткрыта для поклонников, но одновременно находится в тени. “Жизнь в сюжете” очевидна, но существует фрагментарно, появляясь несколько раз в неделю, вовлекая ограниченный круг деталей.
В дискурсе “спортивного развлечения” обязательно присутствуют два плана, в которых существуют рестлеры. Это “реальность” и “сюжет”. Соблазн недоговоренности проистекает из того, что они часто переплетаются до такой степени, что их трудно разделить. Рестлинг дает множество примеров этой неразличимости. Так обстоит дело с травмами борцов: в программе обыгрываются и настоящие, и вымышленные увечья, служащие для развития действия. Невозможно с точностью сказать, что по-настоящему происходит с человеком, который исполняет роль.
Вымыслу отдается несомненный приоритет. Сюжет демонстрирует разнообразные примеры подчинения ему реальности. В самом шоу перед зрителем разворачивается “фигуративный” план, где реальные и вымышленные события равновелики. Некоторые борцы используют как псевдонимы имена других звезд музыки и кино - Сид Вишиз, Стинг и др. В рестлинге участвуют и сами представители других областей шоу-бизнеса. Например, Денис Родман или Майк Тайсон, принявшие участие в бое. Это те самые люди или изображающие их актеры?
На борцах лежит отпечаток качеств фантастических супергероев. Неуязвимые, они поднимаются после ужасных ударов; трагическое, как правило, исключено из мира рестлеров. Тем большим оказывается шок аудитории, когда Реальность прорывает ткань шоу. Пример в недавней истории рестлинга - смерть знаменитого борца Оуэна Харта, погибшего на ринге перед телекамерами. По воспоминаниям зрителей, потрясение было связано с мучительной невозможностью поверить в то, что у произошедшего существовало всего одно измерение.
События 11 сентября в Америке получили отклик в шоу: устроители программы предложили определенный язык для разговора о трагедии. Обычный вечер рестлинга предваряли выход в зал всех борцов в костюмах своих героев, речь главы WWF МакМахона (о том, что достойным ответом террору может быть сохранение своего “я”), общее исполнение людьми/персонажами “Боже, благослови Америку”. Слишком страшные, непредставимые способами реалистической репрезентации события нашли выражение в такой форме, на таком языке, где возможно сочетание художественного образа (персонажи, которым позволительны Страдания, Сильные Чувства, героическая риторика) и драматизма реального человеческого переживания.
В других случаях вымысел, как плющ, заплетает этот разрыв повествования от соприкосновения с Реальностью. Подлинные события в жизни рестлеров часто попадают в кадр, странно трансформируясь под формат сюжета.
Пример взаимопроникновения реальной и придуманной истории дает Главный Злодей рестлинга Винс МакМахон (которому эта индустрия обязана своим нынешним обликом). Человек, более двадцати лет владеющий WWF, выходит на ринг в роли самого себя, с дочерью (?), сыном (?), женой (?), зятем (?) и любовницей (?), изобличая собственные интриги и подлость, придумывая козни, вокруг которых разворачивается большая часть сюжета. МакМахона периодически бьют при горячей поддержке аудитории. (Как если бы Билл Гейтс каждую неделю выходил на ринг и изображал Великого Злодея Билла Гейтса, всякий раз публично подвергаясь насмешкам и побоям.)
Если для действия имеет значение слитность реальности и сценария, то тайна рождается из зрительской интенции их разделить. Для поклонников рестлинга знание о Подлинности имеет большой смысл. Верные болельщики трудятся над тем, чтобы извлечь на свет “правду” о своем кумире.
Это шоу активизирует популярный в массовой культуре образ мира, где все соучаствуют в заговоре. В текстах о рестлинге существуют разные режимы “правдивого” рассказа, речи, балансирующей между “реальностью” и “вымыслом”. Интересно, что в этой связи пишут ведущие соответствующих рубрик на неофициальных сайтах в Интернете и сами поклонники рестлинга. Ирония и Знание-об-Обмане рождают особый вид удовольствия Посвященного зрителя. “Масса читателей написала нам об очевидном: непохоже, чтобы Шейн МакМахон действительно стукнул Шоумена своим “ударом локтя”. Давайте простим его, ведь он прыгал с такой высоты”.
В Интернете культурный текст рестлинга продолжается бесконечно, ведь его дописывают сами зрители. Они всерьез обсуждают возможные повороты сюжетов в будущем (в чем плюсы и минусы того, что Братья Харди будут драться, к примеру, с Братьями Дадли); решаются вопросы, кто лучший борец, Рок или Остин? Особый жанр - прогнозы аудитории - позволяет устроителям шоу проводить мониторинг мнений зрителей и строить истории в ответ или в противовес массовым ожиданиям болельщиков.
В этих текстах обнаруживается страстное желание зрителей подсмотреть за чувствами и персонажа, и человека, его исполняющего. Аудитория требует высокого уровня игры от актера, не позволяя ему полностью выходить из роли, одновременно заставляя его признавать вымышленность происходящего.
“У Брета и Шона в жизни всегда была неприязнь друг к другу, а в очных поединках на ринге эта неприязнь была и вовсе очевидна”. Или: группировка “родилась из реальной настоящей дружбы четырех парней: Конана, Эдди Гуэреро, Билли Кидмана и Рея Мистерио Младшего”. Обратим внимание на усиление “реальная+настоящая дружба” и на то, что “парни” фигурируют не под реальными именами, а под игровыми псевдонимами.
Таким образом, помимо прочих составляющих, соблазн рестлинга заключается в его двусмысленности, в постоянном ускользании границы между спектаклем и жизнью. Поклонники шоу подозревают, что подлинность в рестлинге отсутствует, но, одновременно, питают надежду на точечные прорывы к реальности.
Интернет дал рестлингу новое дыхание; индустрия научилась строить текст-о-шоу так, чтобы зрители ежедневно продолжали разыгрывать зрелище в его отсутствие. Устойчивая популярность рестлинга показывает, что современное “общество зрелищ”, где каждый фрагмент культурных действий легко преобразуем в спектакль и где неразличима граница между политикой, бизнесом, спортом и собственно развлечением, испытывает потребность в такого рода мифологиях.


Вера Зверева
“Неприкосновенный запас”.


Автор: Red_Witch от 10.11.2009

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.