Вышивка Св. Франциска 

Вышивка Св. Франциска

Техника "ассизи" возникла около 800 лет тому назад и сохранила прекрасные традиции. В действительности это вышивка-негатив, которая известна еще как "пустая", потому что здесь выполняется только фон, а мотив остается невышитым.

Своим названием эта техника обязана местечку Ассизи в Италии, где родился святой Франциск.

Он считается заступником животного мира, поэтому традиционные мотивы, вышитые в технике "ассизи", содержат изображения зверей и птиц. Симметрично расположенные пары птиц и животных часто украшались витиеватым изысканным орнаментом. В XIII и XIV веках монастырские вышивки и гобелены выполнялись в технике "ассизи" на тонкой льняной канве, то есть выполнялся только фон, а мотив оставался "пустым". Многие из таких ранних работ использовались в религиозных целях, например, в качестве напрестольной пелены. Также популярными объектами для вышивки "ассизи" служили геральдические животные.

Легенда гласит, что однажды одна из монахинь скопировала фрески Джотто простыми примитивными линиями, типичными для 13-го столетия. Затем эти рисунки с помощью стежков были перенесены на лен, фон был заполнен счетной вышивкой. Под другой гипотезе Святой Франциск привез образец арабской вышивки из Крестовых походов, на основе которого итальянские мастерицы разработали свой уникальный стиль. Так и родилась ассизская техника вышивки, но само название «ассизи» появилось гораздо позже — в XIX веке, когда возобновился интерес к этому виду вышивки.

Сюжеты, техника выполнения
 

В самом начале вышивка носила исключительно религиозный характер, монахини украшали предметы культа стилизованными животными и птицами, иногда цветами, ведь Святой Франциск был покровителем животного мира и природы. Вышивка делалась на белом льне шелковой одноцветной нитью, самым популярным был красный цвет, большое внимание уделялось синему и зеленому, реже можно увидеть использование коричневого и желтого цветов. Как мы сказали выше, у подобных работ заполнялся фон, для чего использовались счетные швы: несимметричный крест, у которого один стежок длиннее второго (long-armed cross stitch), мережка из обметочных стежков. 

В эпоху Возрождения (XIV-XVII вв.) происходит расцвет ассизи, она проникает в другие страны, соединяясь с местными традициями счетной вышивки. Контуры выполняются как швом назад иголку, так и двойным наметочным, впрочем, по всей видимости, делать окантовку было не обязательно. Теперь с помощью ассизи украшают столовое белье, спинки стульев, подушки. Практическое использование, например, в украшении костюма и элементах домашнего декора, оставалось доминируюшим направлением ассизи до самого начала XVII столетия. Количество сюжетов увеличивается, теперь условно они делятся на две категории: 
повествование 
Здесь изображались люди, их взаимодействие между собой, показывалось место действия. Фигуры выделялись окантовкой, а для заполнения фона использовалось множество приемов.

флора и фауна 

Для этих сюжетов, по всей видимости, обозначение контура было не обязательным, хотя порой и выполнялось. Фон заполнялся стежками long armed cross. Рисунки носили ступенчатый характер, так как плавные линии требовали при заполнении фона ввода полукрестов, что, в свою очередь, осложняло работу и делало изнанку не такой аккуратной. Допускалось выполнение фона более толстой нитью, чем окантовка орнамента. 

Можно предположить, что флора и фауна были самыми популярными сюжетами. Неоклассические нимфы, сатиры, русалки и чудовища, похоже, были более популярны, чем просто фантастические звери, доминирующие в современном ассизи. 

Зачастую дизайн рисовали на ткани чернилами и только затем вышивали. Вышивка ассизи становится двуцветной: мотив вышивался одним цветом, а фон — другим, чаще всего черный цвет использовался в вышивке окантовки, а фон зашивался красным или зеленым цветами. Встречались также и необычные сочетания цветов: розовый и голубой или синевато-серый и золотой.

Будучи на подъеме, ассизская техника вышивки кочует из страны в страну, трансформируется, принципы классической итальянской ассизи все более размываются, на нее начинает все больше походить испанская reserva embroidery (еще ее называют reserva work). 

Как и остальные приемы вышивания, ассизи постепенно выходит из моды и в XVIII-XIX веках забывается. Лишь в начале века XX возрождается интерес к этому стилю вышивания, предпринимаются попытки как-то возродить технику. В 1905 г. в Ассизи был основан «Комитет женских ремесел» (Comitato per le industrie femminili), который помог организовать работу большого количества мастериц и создать сеть сбыта продукции, в том числе за границей. Одновременно с этим были созданы мастерские при монастырях и женских образовательных заведениях, такие как Мастерская Св.Франциска (Laboratorio di S. Francesco). Возрастанию интереса немало способствовало и семисотлетие канонизации Святого Франциска. 

Судя по последним публикациям, в наше время под ассизи понимают уже любую вышивку, в которой рисунок образуется за счет незашитого фона, хотя изначально у этого стиля имеется собственное название voided work и ассизи является лишь его составной частью. К сожалению, даже сейчас в начала XXI века ассизи крайне редко встречается на страницах журналов и в магазинах.

Техника "ассизи" идеальна для тех, кто хочет вышивать без схемы. Выполнение контура требует небольшой предварительной тренировки, а затем вы просто вышиваете фон, не обращаясь к схеме. Это очень простая и эффективная техника.


Автор: Red_Witch от 17.11.2008

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.