Аквабайк 

Аквабайк

Аквабайк, что это такое? Кто из вас не стоял на берегу, глядя, как стремительно рассекает воду гидроцикл, и не завидовал водному байкеру? Кто не мечтал оказаться на его месте, почувствовать напор воды под ногами, свежий ветер в лицо и адреналин в крови?

Стремительно летит, вспенивая водную гладь, крохотное суденышко. Ни парусов, ни весел – только волна и отважный капитан. Один на один со стихией и машиной, превращающей непокорную воду в скоростную трассу. Кто не стоял на берегу, глядя, как стремительно рассекает воду гидроцикл, и не завидовал водному байкеру? Кто не мечтал оказаться на его месте, почувствовать напор воды под ногами, свежий ветер в лицо и адреналин в крови?

Злые языки утверждают, что аквабайк придумали байкеры-водолазы. В каждой шутке есть доля шутки, так что это утверждение не далеко от истины. Аквабайк непреодолимо влечет к себе людей, одержимых скоростью и водными просторами. Маленький гидроцикл, в отличие от катера или яхты, стремителен, мобилен, послушен и сноровист одновременно. Опасайтесь случайно оказаться за рулем водного скутера! Аквабайк – как наркотик. Может войти в вашу жизнь и изменить ее навсегда.

Аквабайк

Возникновение аквабайка.


Автором изобретения является американец Клейтон Джейкобсон Второй (Clayton Jacobson II). Клейтон работал банкиром, и долгое время увлекался мотоциклами. Ему нравились гонки мотоциклов в грязи, как эффективное средство борьбы со стрессом. Так в середине 1960-х годов у Джейкобсона родилась идея перенести гонки на воду, создав для этого новый вид мотоцикла - аквабайк.

“Гонки в грязи – были моим хобби - рассказывал Клейтон Джейкобсон – Это было средством борьбы со стрессом для меня. Земля была слишком жесткая для падений и так мне пришла идея нового транспорта. Я хотел мягкую посадку, и вода могла дать то, что искал. Своего рода мотоцикл для воды.”

Американец Клейтон создал первый работоспособный прототип в 1965 году. В 1967 году стал работать в корпорации Bombardier Corporation, известной как производитель снегоходов Ski-Doo. И уже в 1968 в продажу вышла первая промышленная модель сидячего аквабайка Sea-Doo. Производство Sea-Doo длилось до 1970 года и прекратилось из-за механических проблем и слабого потребительского спроса.

 В 1971 году у Джейкобсона истек срок контракта с Bombardier Corporation . На следующий день он заключает новый контракт с Kawasaki на производство новых моделей аквабайков, в том числе на стоячий гидроцикл. Было создано 6 различных прототипов из которых в 1973 году в продажу вышло 2 модели: WSAA и WSAB. Позже Kawasaki разорвала с Джейкобсоном контракт, и в 1976 году он подал на их иск решившийся только в 1979 году. 


Компания Kawasaki единственная выпускала гидроциклы вплоть до 1986 года, пока Клейтон не заключил контракт с Yamaha. Популярность аквабайка воодушевила также Bombardier Corporation, и в 1988 году вышла новая партия Sea-Doo. К 1991 году Клейтон Джейкобсон заработал на авторском праве около 3 млн. долларов.

В 1989 году он вновь начал судебный процесс против Kawasaki, которая утверждала, что изобретение является собственностью их служащих. И в июне 1991 Джейкобсону присудили 7,5 млн. долларов для компенсации и 13,5 млн. долларов в виде санкций. Но в сентябре этого года постановление было приостановлено судьей в связи с недостаточными уликами и назначено новое разбирательство. 

В 1992 году Kawasaki Motors Corp. U.S.A. удалось договориться с Джейкобсоном, признав за ним авторское право и выплатив ему компенсацию. Сумма заключенной сделки не разглашалась.

Аквабайк.



Аквабайки бывают туристические, спортивно- туристические и только спортивные. Есть двух и трех местные модели.

Аквабайки делятся на сидячие и стоячие. Первые предназначены для отдыха, прогулок и туристических целей. Вторые подходят для спортивных: трюков, крутых виражей, безумной скорости и прочего экстрима. Профессионалы обычно выбирают вторые, которые предоставляют им больше возможностей. Стоячие аквабайки более сложные в управлении. Новичку будет сложно даже стартовать на нем, т.к. делать это нужно не стоя, а лежа и необходимы некоторые навыки обращения. 

Аквабайк обладает отличной скоростью, достигающей на открытом пространстве больше 120 км/ч, но, несмотря на это, он достаточно безопасен. Это из-за того, что главной движущей силой водных мотоциклов является водная струя, а не винт. На новых моделях есть возможность регулировать угол наклона водомета по вертикали, что позволяет выше прыгать и глубже нырять.


При падении в воду гидроцикл останавливается, дело в специальном жгуте, соединяющем руку спортсмена с замком зажигания.

В отличие от обычных мотоциклов у водного нет привычного для всех тормоза, а останавливать, используя реверс, запрещено.

 Главной проблемой при выполнении трюков на аквабайке является гидроудар. Это происходит, когда вода попадает в моторный отсек двигателя. Для снижения эффекта дорабатывают гидроциклы, устанавливая дополнительный водоотлив и совершенствуя подачу воздуха к мотору.


Соревнования.

Наиболее сильными спортсменами в аквабайке являются выходцы из Америки и Италии. 

На мировом уровне аквабайк представляет Международная ассоциация водно-моторного спорта IJSBA и Международный водно-моторный союз UIM. Ежегодно они проводят профессиональные соревнования.

 IJSBA проводит в США Pro Watercross Tour, состоящий из 8 чемпионатов. IJSBA проводит чемпионаты в Австралии, Бразилии, Великобритании, Европе, Франции, Гуама и Таиланде, а также турнир «Королевский кубок». Соревнуются в 34 классах, из них 7 профессиональных. С 1986 года стали проводиться международные соревнования по аквабайку. Начиная с 1996 года, UIM проводит чемпионаты мира по аквабайку. 

Соревнования проводится в трех классах водных мотоциклов:

"Runabout-1200" - водные мотоциклы, оборудованные сиденьем с рабочим объёмом двигателя до 1200 см3, допускающие форсировку. 

"Стандарт" - водные мотоциклы, оборудованные сиденьем, не допускающие форсировку. 

 "Ski division" - водные мотоциклы без сиденья (стоячие) с рабочим объёмом двигателя до 785 см3, допускающие форсировку.

В трех различных категориях: кольцевые гонки, слалом и фристайле.

1. Кольцевые гонки состоят из 12-15 поворотов с красными (справа) и белыми (слева) буями. Победителем является тот, кто первый преодолеет трассу.

2. Слалом происходит на специально размеченной в виде прямоугольника трассе, внутри которой размещены красные буи, преодолеваемые на пути к финишу. Соревнование проходит на время и делается не один раз.

3. Фристайл представляет собой произвольную программу, состоящую из различных сальто и трюков. Часть элементов считается обязательной для спортсмена.


Это категория соревнования наиболее зрелищна и любима зрителями. Погружения и выпрыгивания из воды, виражи и прочие трюки не могут вызвать ничего кроме изумления и восторга.

Существует еще один вид аквабайка – фрирайд. Перед спортсменами проходит катер, создавая для них необходимую волну. Все выполненные трюки в этом виде выглядят на порядок зрелищнее, необычнее и более безумно.

В России кубки и соревнования начали проходить с конца 90-х годов. В 2000 г. состоялся первый чемпионат России, представляющий собой противостояние Москвы и Петербурга. Курирует эти соревнования Федерация водно-моторного спорта России.

 Юноши и девушки от 14 до 18 лет соревнуются отдельно, проводятся также женские чемпионаты по аквабайку.

В Беларуси в мае 2008 г. Белорусская федерация водно-моторного спорта стала отдельным подразделением. 13-14 сентября 2008 г. на Чижовском водохранилище в Минске прошел 10 чемпионат Беларуси по авабайку. 

Увлечение.

Новый вид экстремального спорта крепко прижился на территории бывшего СССР. Если поначалу это был вид спорта элиты, то сейчас увлечение стало доступно и среднему классу.

Для безопасного занятия на аквабайке необходимо следующее снаряжение: гидрокостюм, спасательный жилет, шлем, очки, наколенники, защита для позвоночника. Также нужен прицеп к машине для перевозки водного мотоцикла.

В России для гидроциклиста необходимо пройти 3-х месячное обучение и получить специальную категорию после сдачи экзамена.

Основными производителями дорогостоящей водной техники являются: Bombardier, Kawasaki, Yamaha и Polaris.

 Цена б/у техники от 2 тыс. долларов, новые достаточно хорошие модели 10-20 тыс. долларов. Верхнего предела по тюнингу и оснащенности нет.

 Фигуры фристайла

"Monkey Jump" ("Обезьяний прыжок")
Вот уж действительно - на первый взгляд, подобный трюк под силу разве что обезьяне, да и то если она умеет управляться с рулем и дросселем. Притопив аквабайк кормой и поставив его почти вертикально, спортсмен резко дает газ, и тот буквально выстреливается из воды. Сам пилот, используя и этот начальный толчок, и собственные мышцы, взлетает на нос снаряда, откуда и совершает весьма эффектный прыжок в воду.  

"Barrel Roll" ("Бочка")
B авиации "бочкой" именуется фигура высшего пилотажа, при которой самолет делает полный оборот через крыло - вдоль горизонтальной оси. Оказывается, подобное можно выполнить и на аквабайке - если заставить снаряд как следует подпрыгнуть, чтобы для благополучного приводнения хватило набранной высоты. Для прыжков, кстати, помимо мощности двигателя спортсмены нередко используют подходящую волну. В полный штиль можно прыгнуть и с собственной кильватерной волны.  

"Submariner" ("Подводник")
Eще одна фигура, эффектность которой во многом зависит от высоты прыжка. "Выстрелившись" из воды, спортсмен заставляет летящий аквабайк "клюнуть носом", и тот врезается в воду - естественно, вместе с водителем. По-авиационному это называется "капотирование". Но дело-то происходит на воде, так что сравнение с субмариной более уместно.  

"Bronco" ("Бронко")
A это еще покруче "подводника". Смысл тот же - нырнуть как можно глубже, только... вверх килем. После прыжка выполняется еще и "полубочка" - горизонтальный поворот на 180 градусов. Тут уж водолазная подготовка точно не помешает, поскольку спортсмен оказывается внизу, полностью уходя в воду. При удаче можно еще и выполнить под водой нечто вроде "мертвой петли" или кульбита и, прибавив газ, картинно выскочить из-под воды.  

"Fontana" ("Фонтан")
Пожалуй, все ясно и из снимка. Фокус простой, но красивый. Главное - чтобы аквабайк по-прежнему управлялся, а водомет не хватил воздуху, отчего мотор тут же пойдет в разнос. 

"Cowboy" ("Ковбой")
Это мы тоже видели - примерно в такой же позе некоторое время пребывает ковбой на родео (перед тем, как брякнуться в пыль). Судя по всему, главная проблема - это управлять аквабайком, держась левой рукой за правую рукоятку руля. Тем, кто думает, что это легко, советуем опробовать подобный способ управления хотя бы на обычном велосипеде. 

"Piroett" ("Пируэт")
Hечто из области бальных танцев или упомянутого уже фигурного катания. Вот где действительно необходима виртуозная "техника"! Если во фристайле на аквабайках когда-нибудь дело дойдет до обязательной программы (а такие времена явно не за горами), то данный элемент, по нашему мнению - первый претендент на включение в "школу". Кстати, наши постоянные читатели наверняка обратят внимание на то, что "пируэт" - излюбленная тема фотографов (взять хотя бы обложку "КиЯ" № 165). 

"Superman" ("Супермен")
Помните это старое доброе кино, главный герой которого, облаченный в синий плащ, регулярно взмывает в воздух и летит навстречу очередным негодяям? Правда, похоже? Трюк несложный, но публика (да и судьи) в восторге. Тем, кому вздумается повторить его после шашлычка на природе, напоминаем - проследите, чтобы поблизости не было купающихся мамаш с детьми, дремлющих за удочками рыбаков в надувнушках, пассажирских судов на подводных крыльях, плотов строевого леса, супертанкеров, айсбергов и т.д. (в зависимости от географического местоположения и времени года нужное подчеркнуть). 

"Pizza Spaghetti Roll" ("Разворот Пицца-Спагетти")
A это, что называется, на закуску. Поди пойми, при чем здесь и пицца, и спагетти. Может, объяснение в том, что исполняет данный разворот коренной уроженец солнечной Италии по фамилии Маджанино, на итальянских же родимых водах? Для тех, кто обратил внимание исключительно на высунутый язык упомянутого итальянского уроженца - дополнительный комментарий. Весь фокус в том, что разворот осуществляется не поворотом руля, а опущенной в воду пяткой. Как говорят у нас в народе, "тормози лаптем - деревня близко".


Цена водного хобби

Если риск не испугал настоящего прирожденного аквабайкера, не испугает и цена. Стоимость гидроцикла сопоставима с ценой на приличную иномарку. Водный мотоцикл от официального дилера обойдется никак не меньше 8 тыс. у.е. Именно потому, что «игрушка» дорогая, экономить не стоит. Официальный дилер известной фирмы предоставляет как минимум годовую гарантию, располагает ассортиментом запчастей, оборудованной мастерской и грамотным персоналом. Дилеры солидных производителей также оказывают услуги сезонного хранения, консервации и расконсервации, предлагают членство в водном клубе.

Приобретая гидроцикл, нужно учитывать также стоимость прицепа для транспортировки, сервисного обслуживания, потребление топлива (40 литров бензина и литр машинного масла). Из дополнительного снаряжения обязательно понадобятся спасательный жилет, гидрокостюм, шлем и аксессуары: гидроочки, перчатки, наколенники, защита для позвоночника. Впрочем, по-настоящему увлеченного человека финансовый вес мечты никогда не останавливал…


Автор: Red_Witch от 24.04.2009

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.