Искусство икебаны 

 

Искусство икебаны

 

Японское искусство аранжировки цветов, называемое икебаной, имеет множество поклонников не только в самой Японии, но и по всему миру. «Цветы, которые живут», а именно так переводится дословно «икебана», служат прекрасным украшением для интерьера, а икебаной как хобби увлекается широкий круг людей.

 

Искусство икебаны

 

Искусство икебаны, считающееся традиционно японским, на самом деле зародилось в Индии, откуда вместе с буддизмом и попало в Китай, а затем в Японию. Первоначально икебана использовалась для ритуальных обрядов в качестве подношения Будде и духам предков. Каждый элемент композиции в икебане имел тогда свое определенное значение и до сих пор настоящая икебана проникнута глубоким символизмом и таинственным смыслом.
На сегодняшний день существует более 300 различных школ и направлений икебаны. Так, наиболее известными в Японии считаются школы Икэнобо, Охара, Согэцу. Каждая из школ икебаны имеет свои особенности. Икэнобо считается первой школой развития икебаны. Она была основаня в XV веке, в Киото. В этой школе изучаются традиционные стили икебаны, такие как рикка и ссека. 

Школа Охара была основана в 1897 году и основной ее отличительной особенностью является изобретение стиля морибана. Стиль морибана характеризуется использованием низких плоских сосудов для цветов, а также использованием кэндзванов – металлических наколок-держателей для цветов.

Согэцу – самая современная из названных школ икебаны. Основана была в 1927 году и считается авангардной школой. Здесь, в отличие от других школ, для икебаны практикуют применение не только живых цветов, но и других материалов: камень, ткань, металл, сухие растения и т.д.

В составлении икебаны участвуют собственно растения и цветы, сосуд и подставка. Причем пропорции основных элементов икебаны рассчитываются исходя из размеров сосуда, а сам сосуд должен обязательно соответствовать выбранному растительному материалу. Предпочтительно, чтобы сосуд был однотонным.

В композиции икебаны традиционно участвуют 3 основных конструктивных элемента-«ветви». Иногда число ветвей достигает от двух до девяти. Для икебаны характерна асимметрия и ее элементы образуют как бы треугольник. Этот «треугольник» не должен быть вертикальным или горизонтальным, его элементы не должны находиться в одной плоскости.

Три основных «ветви» в икебане имеют свое философское значение. «Син» – символ неба, руководящее начало. «Соэ» – символ человека, а «хикаэ» – символ земли. Ветвь «син» является самой длинной, она задает направление всей композиции, ее динамику. «Соэ» короче по сравнению с «син» и соотвествует ему по направленности и форме. Уравновешивает композицию «хикае» - самая короткая ветвь и по направленности она противоположна двум другим ветвям.

Для линии «син» выбирается самая большая, самая красивая ветка или цветок. Длина элемента «син» рассчитывается как сумма диаметра и высоты вазы для будущей икебаны, если композиция маленькая. Если икебана большая, то размер «син» должен быть равен двойной сумме диаметра и высоты вазы. Длина соэ равна равна 3/4 "син", а длина "хикае" - 3/4 "соэ". При этом длина веток должна отсчитываться от верхнего края вазы, а диаметр вазы – определяться по самому широкому ее участку.

В икебане элементы расположены под углом друг к другу. Различают две основных формы икебаны, в зависимости от угла наклона композиции: прямостоячую и наклонную. В прямостоячей композиции главную ветку («син») необходимо ставить прямо, а затем наклонить на 15° налево от себя, вторую ветку необходимо поставить под углом в 45° и наклонить налево вперед. И, наконец третью ветку необходимо сразу установить под углом 75° по направлению направо вперед.

Наклонная форма икебаны отличается от прямостоячей расположением ветки «син» - ее следует наклонять под углом 45° влево вперед. Тогда «соэ» располагается под углом 15° влево, а «хикае» - 75° вправо.

Составляя икебану, не нужно бояться строгих правил. В современной икебане смело можно использовать разные необычные материалы, сосуды необычной формы, использовать необычные сочетания цветов, ведь главное в икебане – это проявление фантазии.


 Подобно средневековому тексту, икебана может быть «прочитана» и на самом глубинном философско-религиозном уровне, предстать, как образ идеального мира и быть воспринята как соединение нескольких символов, содержащих нравственный урок; она может быть и нежным любовным или дружеским посланием и вызывать восхищение своей красотой.

В икебане нашли образное воплощение единство и борьба противоположностей — сил инь (тьмы) и янь (света). В искусстве икебаны области инь и янь имеют многоплановую символику: и отвлеченно космическую, когда они выступают как силы тьмы и света, и в известном смысле эротическую, так как диалог между растениями, отнесенными к мужской или женской части композиции, осознается нередко как образ любовного свидания.

Многообразию форм, которые составляют композицию икебаны, не уступает ее цветовое богатство, которое имеет столь же глубокий символический смысл, как и геометрические фигуры и линии.

Зеленый цвет является олицетворением весны и вместе с тем символизирует восток, ибо там рождаются день, и весна как начало года. Зеленый цвет ассоциируется с планетой Юпитер, имеющей таинственный голубовато-зеленый цвет.

Огонь воплощает красный цвет — цвет лета, юга и планеты Марс.

Белый цвет символизирует осень — время вызревания белоснежного риса, он соответствует первоэлементу металлу (раскаленному добела), его связывают с западом и белесым цветом Луны и сиянием планеты Венера.

Самое темное, глухое время года — зима — ассоциируется с черным цветом, с водой (с темными глубокими водами), с наименее яркой планетой Меркурий.

Символика желтого (золотого) цвета связана с концом лета, олицетворяющим животворящие силы стихии, землю. Он воплощает также идею центра и ассоциируется с планетой Сатурн.

Отдельный семантический ряд в искусстве икебаны образуют геометрические символы. Линейно графическая и объемно-пространственная структуры икебаны — едва ли не самая главная ее часть. Важнейшей геометрической формой в ней является треугольник, который претворяется в ее композициях во всех вариантах. Треугольник символизирует в икебане плодоносящие силы матери-Земли, священную гору Сумеру; триаду Небо, Земля, Человек, рождение — жизнь — смерть, тело — ум — душу.

Прошлое воплощают полностью распустившиеся цветы, стручки, засохшие листья, настоящее олицетворяют цветы, лишь начинающие распускаться, и свежие зеленые побеги, будущее — бутоны и набухшие почки.

Времена года — основная временная парадигма: весна — энергичные изгибы ветвей; лето — пышное цветение, буйная зелень; осень — редко поставленные тонкие ветви или стебли; зима — «спящая» природа.

Символика цветов и деревьев, их сочетаний в икебане образует сложный язык. Так, сосна и роза — это вечная молодость и долголетие, сосна и родея (омото) — молодость и вечность, сосна и пион — молодость и процветание, пион и бамбук — процветание и мир, цветы капусты (хаботан), хризантема, орхидея — радость.

Семантика икебаны, аллегорическое и символическое значение ее элементов, как мы видим, неразрывно связаны с эстетическими качествами.

Веточки бамбука, сосны и сливы часто группируют вместе, и они олицетворяют долголетие, так как все эти растения остаются зелеными и в холодную пору.

Символом Японии являются цветы хризантемы. Естественно, что эти цветы — частый мотив икебаны: искусство составления композиций из хризантем продумано японскими мастерами с особой тщательностью. Философско-поэтические ассоциации, связанные с этим цветком, особенно многоплановы и глубоки. Хризантемы уподобляют одиноким вершинам с их чувством собственного достоинства и покоем, они словно благородные люди с их чувством долга. Такие растения уникальны — они возвышаются над пошлостью и воплощают сущность осени.

Ветка абрикосового дерева также нередко используется в икебане, это растение выступает как символ красоты и изящества женщины: глаза японок часто сравнивают с яйцевидными зернышками абрикоса. Цветущая ветка яблони выражает пожелание мира в семье, который воцаряется благодаря добродетели жены и матери, икебана в виде натюрморта из нескольких яблок знаменует вечное согласие. Жасмин олицетворяет сладостность наслаждения жизнью, ее полноту и терпкий аромат. Это растение используется в чайной церемонии. Белизна его цветов, совершенство каждого лепестка, сильный запах очерчивают своеобразие жасмина как знака подлинного бытия и стремления насладиться им, обрести это бытие.

Следующие двенадцать растений, собранные в одной композиции, воплощают полноту жизни, ее ритм, олицетворяют двенадцать месяцев года: слива, персик, пион, вишня, магнолия, гранат, лотос, груша, мальва, хризантема, гортензия и мак. Четыре времени года чаще всего претворены в композициях из пионов (весна), лотосов (лето), хризантем (осень), веточек сливы (зима).
Существенно отметить, что ряд растений никогда не включается в праздничные композиции. Таковы, например, осенние листья клена, чайные листья, цветы пурпурного цвета, японская роза, пионы, нестойкие разновидности вечнозеленых растений, которыми по традиции украшают алтарь в буддийском храме.

Источник: flower.madfly.ru


Автор: Red_Witch от 11.08.2010

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.