Авторская кукла 

 

Авторская кукла

 

Согласно статистике, по объемам собираемых капиталов международный рынок авторских кукол уступает только рынку антиквариата и искусства. В то время, как предприимчивые иностранцы делают состояние на игрушках ручной работы, русские кукольники считают бобы в супе и добывают материал для работы на блошиных рынках. И это после того, как в одном из самых популярных американских журналов авторской куклы «Dolls» творения русских художников были признаны «одними из лучших в мире».

В Советское время Россию крушили, начиная с церковных куполов и заканчивая

дорогостоящими тогда игрушками, которые уже в царские времена считались великой ценностью и извлекались из ларцов и сундуков исключительно по большим праздникам.
Страна Советов вдребезги разбивала фарфоровых кукол, потрошила плюшевых зайцев и медведей, настаивая на том, что эти «цацки» - буржуазный пережиток.
Прошло несколько лет, несметное количество кукол ручной работы было уничтожено прежде, чем общество осознало всю нелепость «игрушечного террора». Потерянное возжелали вернуть…
В нашей стране появились так называемые артели по изготовлению дешевых игрушек. Наштамповать безликих, бездушных пупсов оказалось несложно.
Статус куклы в России измельчал: из предмета искусства она превратилась в ширпотреб.
- Я была художником, занималась росписью по фарфору, лепила розочки для ваз, когда на предприятие, где я работала, приехала делегация из Америки - американцы покупали у нас фарфор. Именно тогда кто-то из зарубежных коллег показал мне журнал, посвященный авторской кукле, - рассказывает хозяйка первой в России школы авторской куклы Светлана ВОСКРЕСЕНСКАЯ. – Это было что-то необыкновенное: фарфоровые ручки, головки, запасные комплекты вставных глаз, платья и костюмы, парички, относящиеся к той или иной эпохе. Тогда я честно призналась, что мы не в состоянии вершить такие чудеса. Слишком кропотливое и затратное дело!
Американцы уехали – журнал остался. В очередной раз пролистав его, Светлана решила рискнуть… Создать в России собственную куклу оказалось сродни подвигу.
- В советское и постсоветское время в нашей стране не было литературы, рассказывающей об истории кукол, не было книг по истории костюма. Приходилось заказывать каталоги по антикварной кукле друзьям, которые жили за рубежом. А дальше…
Дальше начиналась изматывающая беготня по барахолкам и блошиным рынкам, выискивание обрывков кружев, старой бижутерии, лоскутков бархата, панбархата и плюша. На поиски материалов и изготовление куклы ушло несколько месяцев.
Со временем кукольных энтузиастов в России прибавилось.
В середине ХХ века у россиян появилась возможность не только услышать, но и увидеть искусство авторской куклы.
- Зимой 1997 года к галерее «Вахтановъ» выстраивалась длинная очередь. Люди часами выстаивали на морозе, чтобы увидеть первую в нашей стране кукольную выставку, - вспоминает директор галереи Ирина МЫЗИНА.- Тогда в выставке приняли участие 14 художников – кукольников, только четверо из которых были русскими.
Иностранцев, которые приехали в 1997 году со своими работами, поразило то, что русские не знакомы с искусством авторской куклы. Ведь на Западе оно цвело пышным цветом уже в течение двух десятилетий: кукольники объединялись в сообщества, издавали специализированные журналы, налаживали контакты с коллекционерами, - наконец, делали на куклах деньги.
Чтобы понять, каким прибыльным может быть «кукольный» бизнес, достаточно привести несколько примеров, зафиксированных в книге рекордов незабвенного дядюшки Гиннеса: «…Самая дорогая игрушка – самоделка – кукольная деревня производства «Стейв паззлс». 2460 составляющих ее домиков вырезаны вручную из фанеры красного дерева. В 1999 году каждый домик продавался за $14 500. Самая ценная антикварная игрушка – оловянный игрушечный пулемет ручной работы размером 38, 1Х 58,4 см. Сделан в 1870-х гг. На аукционе Кристи в Нью – Йорке был продан за $182 545».
По самым скромным подсчетам, империя авторской куклы за рубежом существует около 3 десятков лет. За это время здесь сформировался и функционирует «кукольный рынок», покупатели которого – состоятельные коллекционеры.
Что до России…
- Наша страна вернулась к этому виду искусства около 10 лет назад. За это время в России появилось несколько школ кукольного дизайна, пополнились ряды кукольников, - рассказывает Ирина МЫЗИНА. – Если в первой выставке участвовали, как я сказала ранее, только 4 русских художника, то в этом году из 300 авторов – кукольников, на выставке представляют свои работы около 200 наших соотечественников.
Российские кукольники – люди небогатые. У них нет возможности выехать за рубеж, чтобы «себя показать». Участие в выставках кукол в галерее «Вахтановъ» - это шанс быть замеченными зарубежными коллегами. Именно благодаря этим выставкам за рубежом известны имена 2-3 наших кукольников. А этого, увы, слишком мало, чтобы российские куклы могли составлять конкуренцию куклам других стран.
Только ли отсутствие средств мешает нашему кукольнику выйти на международный рынок? Может быть, виной тому исконно русская лень, нехватка авантюризма, неспособность «из всего делать деньги», недооценка своих способностей?
Но ведь недаром предприимчивые немцы и американцы помещают фотографии русских авторских кукол на обложки своих журналов, а в нашей стране находятся-таки мастера , которые за бесценок работают на потребу западных заказчиков. Их куклы продаются в чужой стране, под чужой маркировкой, чужим коллекционерам за бешеные деньги, которых, как и проданных кукол, Россия не увидит никогда.
Автор: Юлия Бекичева


Автор: Red_Witch от 5.04.2011

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.