» » Древнее искусство Калари-паятту

Древнее искусство Калари-паятту 

 

Древнее искусство Калари-паятту

 

Каляри-ппаятт (Калари-паятту) - это одно из древнейших боевых искусств мира. Оно сохранилось до наших дней в ряде деревень и городов штата Керала, на юго-западе Индии. На местном языке малаяли термин «каляри» означает «священное место», слово «ппаятт» (или «ппаятту») - «бой», «боевые приемы». Таким образом, это название означает что-то вроде «боя в священном месте».

Первые знания о Каларипаятту, как гласят легенды, подарил людям Шива Натараджа, создатель всех 64 искусств, описанных в Ведах. Пурушурама – один из его учеников – стал мастером этого боевого искусства и обучил ему четыре клана семей браминов. Они построили на юге Индии 64 храма, где обучали Каларипаятту, из которых и разошлось по Индии знание о боевом искусстве. В те давние времена каждая деревня имела своего мастера, от которого передавались знания из поколения в поколение вплоть до наших дней.

В настоящее время искусство Каларипаятту становится всё более популярным, потому что помогает сделать тело сильным, а ум чистым и ясным. В Индии родители часто отдают ребёнка на воспитание Ашану - так называют учителей каларипаятту - если хотят, чтобы их сын с детства был сильным, дисциплинированным и здоровым. 
Калари - не просто боевое искусство, а стиль жизни, путь развития, физического и духовного.. В традиции Калари-паятту нет систем «поясов», наград, поощрений и званий. 
Один из основных принципов каларипаятту - это абсолютная координацию разума, тела и энергии. Этот же принцип можно увидеть и в других традиционных искусствах Индии – в индийских танцах; в театральном искусстве Катакхали; в Калари много техник динамической йоги, практически не известных в России. Однако это единственная традиция, открывающая доступ к энергиям Шакти - энергиям духовного роста и действия в физическом мире. 
В каларипаятту различаются два основных стиля – Южный (более древний) и Северный. 
В северном стиле много прыжков, ударов ногами по верхнему уровню, в том числе в прыжках, длинных выпадов и закрытых стоек. В южном стиле много ударов и блоков открытой рукой, круговые движения преобладают над прямолинейными, много работы с оружием. В целом, стиль Юга более жесткий, чем северный, он сохранил первозданный облик боевой техники, тогда как на Севере каларипаятту в значительной степени стал искусством военного танца.

 

Техника Калари-паятту родилась из наблюдений за движениями 8 животных: лошади, павлина, змеи, боевого петуха, слона, тигра, льва и дикого кобана. Основа Калари Паятту являются 4 вида садхакам (упражнений): кай садхакам (садхакам для рук), каль садхакам (для ног), пакар чакаль садхакам (прыжки, основанные на силе дыхания), мэй садхакам (садхакам для тела). Слово «садхакам» означает каждодневную практику до стадии приобретения сиддхи - особой концентрации в теле физической и духовной энергии, дающей экстраординарные способности.

Храм, где обучаются данному искусству, называется тоже Калари. Обычно сначала размечают прямоугольник 12 на 6 метров. Затем углубляются в землю на 2 метра. Сверху на решетку из прутьев настилают пальмовые листья, а стены котлована обкладывают камнем. Тем самым решаются сразу две задачи: не так жарко, как на открытом месте (тропики!), и есть укрытие от посторонних взглядов.

С одной стороны находятся ступеньки, в дальнем углу от входа устраивается алтарь богини войны и отваги Махакали. Там горит масляная лампада, стоят цветы, находится изображение богини. На стенах — портреты прежних учителей школы. Возле алтаря сложено оружие.

Спустившись в этот зал-котлован (входить туда надо всегда только с правой ноги), ученик должен коснуться рукой пола и поднести ее ко лбу (взять прах), затем поклониться алтарю, потом встать на колени перед учителем и прикоснуться лбом к его ступне. Когда все собираются вместе, начинается тренировка. В ней четко выделяются 4 раздела.

Первый называется «метхотхари». Это комплекс общефизической подготовки. Он включает в себя различные шаги, прыжки, приседания, отжимания, махи руками и ногами, повороты, наклоны, вращения в сочетании с определенной техникой дыхания. Ритм упражнений задает учитель (гурукал), напевая мелодию в индийском стиле бесконечной импровизации. Метхотхари занимает много времени и дает большую нагрузку.

Второй этап — «колтхари», упражнения с оружием. Порядок таков: сначала «отта», деревянная толстая палка в форме бивня слона. Потом бамбуковая трость (кеттукари); «мади» — своего рода кинжал из двух рогов антилопы, соединенных торцами (это оружие держат рукой посередине); «черувати» (короткая палка), сабля и маленький круглый щит; гибкий обоюдоострый меч-плеть «уруми» и другие виды старинного оружия.

 

 

Меч-плеть УРУМИ- очень гибкий и тонкий меч. Может иметь от одного до нескольких полос - лезвий, соединенных одной рукоятью. Мягкий меч - одна из самых красивых и сложных практик. Подобно чурики, традиция использования ришти сохранилась только в Калари Паятту. Древние арийцы обматывали этот гибкий меч вокруг талии. Его длина составляла от 2 до 6 метров. Использовался гибкий меч при сражении одного человека с группой

 

ретий раздел называется «ангатхари». Это упражнения без оружия, к ним переходят только после того, как научились владеть оружием. Здесь два основных положения. Во-первых, гурукал показывает ученикам 12 точек человеческого тела, поражение которых влечет смерть, и еще 96 точек, воздействие на которые вызывает сильную боль, либо временный паралич. Во-вторых, приемы боя голыми руками и ногами основаны на подражании животным: змее, льву, пантере, медведю, тигру, слону и еще шести другим. Соответственно, изучаются 12 различных способов нападения и защиты, объединенные в определенные комплексы типа «ката».

Четвертый раздел «верамкхари» означает учебные поединки. Они бывают трех типов: а) безоружного против вооруженного; б) двух одинаково вооруженных противников; в) противников с разным оружием (например, у одного длинный меч и щит, а у другого — только один гибкий меч.

В каляри-ппаятт различают 2 основных стиля — Юга (более древний) и Севера. В северном стиле много прыжков, ударов ногами по верхнему уровню (в том числе в прыжках), длинных выпадов. Стойки здесь закрытые, руки и ноги в ударах и блоках никогда до конца не распрямляются, основная ударная форма рук — кулак.

Южный стиль предпочитает удары и блоки открытой рукой, высокие удары ногами и прыжки встречаются редко, круговые движения преобладают над прямолинейными. В целом, стиль Юга более жесткий, чем северный, он сохранил первозданный облик чисто боевой техники, тогда как на Севере каляри-ппаятт в значительной степени стал искусством военного танца. В этом смысле можно провести параллель между местным фольклорно-танцевальным театром «катхакали» и «пекинской оперой». Там и там практикуют, по существу, сценическое, а не реальное искусство боя.

Наиболее древний трактат «каляри-ппаятт» был записан на пальмовых листьях около двух с половиной тысяч лет назад. Он называется «Асата вадиву». Кроме того, здесь имеется книга о нервных центрах и жизненно важных точках тела (тоже записанная на пальмовых листьях 2 тысячи лет назад) — «Марама-сутра».

Все учителя каляри-ппаятт являются специалистами в области традиционной индийской медицины. Они умеют лечить ушибы и переломы, вывихи и растяжения, останавливать кровотечение и снимать боль, вправлять кости и вообще устранять последствия любых травм. Для этого они используют массаж, костоправство, различные мази и снадобья, магические обряды (т.е. внушение, гипноз). Воинская магия вообще играет важную роль в этом древнем искусстве, но о ней мало что известно.

Каляри-ппаятт старше самых старых школ китайского ушу, не говоря уже о корейских и японских школах. В этом главная ценность экзотического реликта давно ушедших времен.

 


Автор: Red_Witch от 17.10.2010

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.