Пенчак-силат- это общее название индонезийских единоборств, включающих в себя два о новных раздела бой голыми руками и бой с оружием. В основе его современных стилей их насчитывают более 50, лежат боевые приемы различных племен и народов, населяющих Индонезию, страну “ста тысяч островов”. Бой голыми руками включает разнообразные удары руками и ногами, локтями и коленями, сбивающие, блокирующие и отвлекающие движения руками, удушения и укусы, захваты, броски, болевые приемы. В бою с оружием используется традиционный арсенал: крис - длинный кинжал с волнистым лезвием, писау - нож с широким клинком, паранг и голок - разновидности ножа-мачете, келеванг - сабля, педанг - меч, тоя - длинная палка, пенчонг - короткая палка, томбак - копье, арит - серп.
На рубеже ХIХ-ХХ веков пендекар мастер-наставник Соэродивирджо (умер в 1944 году) впервые попытался объединить разрозненные боевые приемы жителей наиболее многолюдного острова Ява в единую систему. Так возник первый кодифицированный стиль пенчак-силата Сэтья-хати-терате (1903 год). В более поздних системах отчетливо прослеживается влияние китайских и японских боевых искусств, тогда как Сэтья-хати-терате наиболее оригинален в аспекте своего происхождения.
Дирджоатмоджо разработал три основных способа ведения боя голыми руками: технику кобры, технику удава и технику тигра. Первый из них заключается в том, что боец описывает круги вокруг противника, внезапно атакуя его сериями из двух-трех ударов ног и рук, с немедленным отходом после каждой серии. Первым обычно идет удар ногой в пах или по ноге противника, а за ним удар рукой в глаза либо в горло. Защита от вражеских атак включает стопорящие удары по бьющим конечностям и зиг-загообразные уходы с линии атаки, ставящие своей целью зайти ему в бою.
Оказавшись сбоку от противника, с ним резко сближаются, атакуя локтями и коленями.
Способ удава заключается в том, чтобы наступить на ногу противника или обвить ее своей ногой, входя с ним таким образом в плотный контакт. Затем впиться зубами ему в шею или в плечо и резким скручивающим движением корпуса и рук сломать либо шею, либо ногу, либо позвоночник. Способ тигра предназначен для боя на скользкой и мокрой земле. Для этого боец становится на четвереньки, нанося из такого положения удары ногами по голени, колену и в пах противника. Кроме приемов рукопашного боя, в систему Сэтья-хати-терате были включены приемы психической самонастройки и воздействия на противника. Это “изгнание страха” из собственной психики, “глаза в глаза” поймать взгляд противника и как бы загипнотизировать его, “устрашение в атаке” леденящий душу крик. Для развития возможностей психологического самоконтроля и подавления вражеской воли используются оригинальные методы, например, суточное пребывание в глубокой яме, хождение по оживленным улицам с завязанными глазами и другие.
Когда-то, по древним традициям, мальчик, желавший научиться силату, должен был преподнести учителю пять даров: цыпленка, кровь которого выливалась на землю перед учителем, как бы символизируя кровь самого ученика; кусок белой материи, в который заворачивали тело ученика, умершего во время тренировки; нож, считавшийся символом честности и порядочности ученика; табак, чтобы учитель курил его после тренировок; деньги, на которые, учитель мог купить себе “новую одежду взамен старой, которая могла порваться во время тренировки. Затем ему предстояло пройти недельное испытание в первый день он съедал в 4 часа утра 7 чашек риса и весь день постился, на второй день количество чашек сокращалось до шести и так далее. В последний день он не имел права ни есть, ни пить, ни спать и должен был все это время медитировать перед могилой великого мастера, прося у него разрешения приступить к изучению искусства. На восьмой день он давал присягу на Коране и становился полноправные членом школы, причем все ученики считались братьями по крови.
Интересно, что тренировки проводились по ночам, иногда в кромешной тьме, иногда при свечах все это делалось для того, чтобы ученик привык к бою в темноте. В тренировочном процессе есть несколько базовых направлений. Это джурус, или естественное оружие человека, которым он должен научиться пользоваться латках то есть стойки и перемещения; самбуг - работа с одним или несколькими партнерами; рахазиа, или искусство нанесения ударов по жизненно важным центрам и точкам, кебатиан, или духовная работа и другие, в том числе работа с оружием.
Огромное значение придается духовной работе. Считается, что учитель пендекар силён не столько телом, сколько духом. Существуют легенды и предания о том, как великие мастера убивали противника на расстоянии даже не прикасаясь к нему. Да и сегодняшние мастера с помощью медитации способны творить чудеса.
Конечно, такие сверхъестественные способности бросают вызов человеческому пониманию, они кажутся невероятными. Но не случайно существуют тщательно засекреченные школы силата, да и в открытых и доступных постороннему взгляду школах есть секретные методы, включающие в себя искусство самогипноза, и гипноза. Но европейцу трудно понять эти методы, ибо они перенасыщены религией и мистикой.
Малазийский силат, который практически ничем не отличается от индонезийского, разделяется на два главных направления - это пулут, или танец, и буах, или поединок. Пулут исполняется под музыку, он ближе к танцу, чем к реальному бою, и демонстрируется на праздниках, свадьбах и т. д. Что касается буах, то все, связанное с этим направлением, тщательно скрывается от непосвященных, и ученики дают клятву не разглашать то, чему их учат. Кстати, практически не существует мастеров, в совершенстве владеющих искусством танца и искусством поединка одновременно, и мастера специализируются в одном из направлений.
Мастера пенчак-силата
Пендикары нацелены на максимальное поражение в кратчайшее время. Ввиду этих особенностей пендикары зачастую не признают спортивного направления в развитии силата, а также весьма неохотно делятся своим мастерством. В экзамены на получение мастерской степени входит противостояние группе (от 4 до 8 человек) оппонентов, могущих применять любой вид холодного оружия, а также ломание стальных полос и брусов из литого стекла. Экзамен на ломание служит показателем развитой при помощи дыхательных упражнений внутренней силы, а не физического развития. "Пендикар" в переводе "развитый разум", что подразумевает наличие развитых экстраординарных способностей. Система пенчак-силата и своим названием подразумевает двоякое совершенствование человека. Развитие прежде всего внутренних способностей, а затем их эффективное применение, что позволяет рассматривать и практиковать пенчак-силат не только, и не столько как боевую систему, но и как средство для самосовершенствования.