«Что наша жизнь? Игра!» – эти слова знает, наверное, каждый в нашей стране. Для любителей оперы – это фрагмент арии Германа из оперы «Пиковая дама». Но для большинства эти слова и мелодия неразрывно связаны с небольшой комнаткой в Охотничьем домике Нескучного Сада в Москве. Именно там уже более тридцати лет проходят съемки телевизионной викторины «Что? Где? Когда?».
Созданная в 1975 году телеведущим Владимиром Ворошиловым, эта игра очень быстро стала настолько популярной, что вышла за рамки телевизионного экрана. Сейчас практически во всех крупных регионах России и во многих странах, где проживают выходцы из бывшего СССР, существуют «клубы знатоков». К сожалению, среда знатоков довольно закрытая, популяризацией игр практически никто не занимается. Это связано с тем, что для зрителей те разновидности игры, которые используются вне телевидения, скучны и практически неинтересны. Поэтому абсолютное большинство и не подозревает, что происходящее на экране – только верхушка огромного айсберга Интеллектуальных Игр. Итак, какие же бывают интеллектуальные игры? Вот основные виды игр на логическое мышление.
Элитарные игры, проще – «элитарка». Это именно то, что мы видим в телепередаче. Играет одна команда из шести знатоков. В телевизионной версии вопросы присылаются телезрителями, поэтому считается, что команда знатоков играет против команды телезрителей. Очередной вопрос выбирается волчком, который указывает на разложенные на столе конверты с вопросами. Такой «классический» антураж соблюдается, в основном, только при телевизионной съемке. Вне экрана команда играет против абстрактного противника, а вопросы могут выбираться с помощью жребия – бочонков для лото, бильярдных шаров или игральных карт. После зачитывания вопроса у команды есть одна минута на обсуждение. Каждый верный ответ на вопрос даёт команде одно очко, неверный ответ даёт очко противнику. Когда одна из команд набирает шесть очков, она выигрывает.
Если хорошая команда играет на пределе своих возможностей на хорошем и интересном пакете вопросов, то на телеэкране игра выглядит очень зрелищно. К сожалению, на этом преимущества «элитарки» заканчиваются. Зрелищно она выглядит только на экране, когда у зрителей есть возможность хорошо видеть и слышать минуту обсуждения. В обычных играх зрители, чтобы не мешать, стоят на некотором отдалении и практически ничего не слышат. Но самый главный минус – играет только одна команда. Если желающих играть много, то начинаются проблемы. Можно играть одновременно в разных залах, но это трудно организовать – нужны помещения, ведущие, аппаратура. Если играть последовательно, на разных комплектах вопросов, то неизбежно возникают споры об эквивалентности вопросов по сложности. Этих недостатков лишена спортивная версия игры.
Спортивная версия «Что? Где? Когда?» – «спортивка» – появилась в 1989 году. Главная особенность спортивки – соревнование команд друг против друга на одних и тех же вопросах. Все команды находятся в равных условиях, а это и есть главный критерий спортивности. Для зрителей такая игра неинтересна в принципе. Представьте себе большой зал, в котором располагаются несколько десятков команд. Ведущий зачитывает вопрос, после чего все присутствующие начинают громко спорить, в конце минуты что-то записывают на листочке бумаги и отдают ведущему. После объявления правильного ответа все опять некоторое время шумят, после чего переходят к следующему вопросу. И так много-много раз. Обычно отыгрываются тридцать шесть вопросов – три тура по двенадцать. В конце игры объявляются результаты, а команда, ответившая на максимальное количество вопросов, становится победителем. После этого знатоки, довольные или не очень, расходятся. Ну и на что тут смотреть зрителю? Тем не менее, среди знатоков «спортивка» чрезвычайно популярна, подавляющее большинство турниров проводятся именно по её правилам.
Вопросы, на которых играются «спортивка» и «элитарка», практически одинаковы. Но если в элитарной игре знаток при ответе может говорить довольно долго, то вопрос для спортивки подразумевает короткий ответ из нескольких слов – ведь его надо еще успеть написать на довольно маленьком бланке для ответа. «Элитарка» и «спортивка» требуют от знатоков очень широкого кругозора в самых различных областях науки, культуры, искусства. Но команды только из одних эрудитов редко добиваются больших успехов в игре. Вопросы, требующие лишь знания определённых фактов, обычно неинтересны. Такие вопросы называют вопросами на «чистое знание» и их стараются избегать.
Написать очень простой или очень сложный вопрос легко. Гораздо сложнее сформулировать вопрос так, чтобы он содержал в себе всё необходимое для ответа, но с первого взгляда это было неочевидно. На хороший вопрос большинство команд не отвечают, но, услышав правильный ответ, игроки хватаются за голову, удивляясь, как могли просмотреть очевидное. Хороший вопрос не требует специфического знания. Максимум, что потребует от команды автор хорошего вопроса – знания на уровне средней школы, внимательность, наблюдательность и здравый смысл. Вот довольно простой пример.
Вопрос 1. Это вещество – основной компонент кислотных дождей. В газообразной форме оно может вызывать тяжелые ожоги. При попадании большой дозы этого вещества в желудок может быть рвота. При случайном же вдыхании его не исключен и летальный исход. Назовите это вещество. Если догадаться, что автор вопроса не требует знания химии, то имеет смысл поискать самый простой из возможных вариантов.
Часто, на первый взгляд, автор требует от знатоков знания таких фактов из истории, которые нормальный человек может знать только случайно. Но разве может игра зависеть от случайных знаний?
Вопрос 2. Как-то раз друг Марка Твена, Гарри Дьюмен, взял в долг 500 долларов, пообещав непременно вернуть их через месяц — разумеется, если будет ещё жив. Вопрос: что сделал Марк Твен, не получив обещанного через месяц? Вы знаете, кто такой Гарри Дьюмен? Я не знаю, как и не знаю самой этой истории. Однако Марк Твен был еще тот шутник. Вспомните оговорку Дьюмена – вот вам и ответ.
Еще один интересный способ построения вопросов – пересказ псевдонаучным языком всем известных произведений.
Вопрос 3. Этот предмет отличало от ему подобных повышенное содержание 79-го элемента таблицы Менделеева. Эксперимент по нарушению его целостности, в котором принимало участие два человека, потерпел неудачу, но все же был доведен до конца благодаря вмешательству случайного фактора. Укажите этот фактор. Если все перевести на русский, то исходная сказка угадывается сразу. Даже если вы забыли, что 79-й элемент – это золото.
Вам еще не захотелось проверить себя в реальном турнире? Это достаточно просто, «ЧГК»-клубы есть практически в каждом городе. Собирайте команду и пробуйте. Может быть, именно вам покорятся вершины Игры.
Кстати, сверим ответы?
Вопрос 1: Вода.
Вопрос 2: Марк Твен опубликовал некролог Дьюмена.
Вопрос 3: Мышка, которая разбила золотое яичко, снесенное Курочкой Рябой.
Олег Антонов