Барби − без преувеличения, самая популярная кукла в мире! Она продается более, чем в 150 странах мира, предстает в разных образах, имеет самый обширный гардероб в мире кукол. Почитатели игрушки коллекционируют ее в разных ипостасях и создают фан-клубы. Эта кукла стала экспонатом Парижского музея восковых фигур Гревена и попала в книгу рекордов Гиннеса. А в 1976 году одну из кукол запечатали в специальную «капсулу времени», которую должны будут вскрыть только через два столетия. С чего же начинался триумфальный путь пластмассовой красавицы?
История Барби начинается в 1952 году, но в то время она еще не была игрушкой. Тогда в немецкой газете Bild не хватило материала, осталось свободное место, и газетчики, чтобы заполнить его, придумали персонаж комикса − блондинку Лилли. Это была «типичная», как сейчас говорят, блондинка − на шпильках, вызывающе одетая и накрашенная. И глупая. Комикс должен был выйти всего пару раз, но почему-то полюбился читателям. Более того, стал безумно популярен. Через некоторое время даже появилась кукла Лилли − символ газеты Bild. Продавалась кукла в основном в барах и пивнушках, и предназначалась для взрослых − читателей газеты.
Эту куклу, с лицом и телом взрослой женщины, и увидела в Швейцарии американка Рут Хандлер, хозяйка компании Mattel. В то время фирма занималась производством деревянной кукольной мебели и прочих кукольных аксессуаров и не очень-то преуспевала. Кроме того, Рут искала для своей дочери какую-то необычную, невиданную игрушку в подарок. Наблюдая за дочерью Барбарой, Рут заметила, что девочка с большим интересом играет с бумажными куклами, напоминающими взрослых, нежели с распространенными тогда куклами младенцев и пупсов. Понимая, что на рынке нет предложений кукол со взрослыми формами, Рут предложила идею своему мужу Эллиоту. Но тогда эта идея осталась нереализованной. Так что, увидев Лилли, Рут купила сразу три экземпляра куклы − две для дочери, а одну для себя. А еще с собой в Америку Рут увезла авторские права на куклу, и там попыталась адаптировать ее для американского рынка. Но первые попытки были неудачны − покупатели с подозрением относились к пышногрудой игрушке. Создавая Барби, Рут провела социологические исследования. Она пригласила 100 мам и 100 девочек разного возраста, чтобы те посмотрели на новую куклу и высказали свое мнение. Почти все мамы были против, потому что кукла выглядит слишком натуралистично, и может быть вредна для детской психики. Но все девочки заявили, что хотят иметь такую куклу. И Рут решила прислушаться к детям.
Успех пришел, когда за дело взялся дизайнер Джек Райан. Он придал кукле черты знаменитой в то время голливудской актрисы Джейн Менсфилд, соперничавшей с Мерилин Монро. И даже домик-дворец для новой куклы, который вскоре появился, воспроизводил жилище голливудской дивы. Джейн Мэнсфилд, выйдя замуж за тогдашнего мистера Вселенная Микки Харгетея, превратила купленный мужем особняк в зефирный торт. Все в ее доме было выдержано в розовых и светло-алых тонах, украшено купидонами и сердечками. Женщины Америки сходили с ума от такого дизайна и стремились во всем подражать актрисе. Нетрудно догадаться, что новая кукла, подражающая этому стилю, пришлась в Америке очень ко двору.
Назвали новую игрушку именем дочери Рут, Барбары − ведь это благодаря ей кукла появилась на свет. Кукла по имени Барби дебютировала на ярмарке игрушек в Нью-Йорке зимой 1959 года. Правда, тогда она осторожно рекламировалась как «единственная анатомически совершенная кукла, которая производится сегодня». На красавице был элегантный купальник в полоску, подчеркивавший грудь, открытые босоножки на высоких шпильках, макияж и перламутровые сережки. Игрушку предложили в двух вариантах: блондинка и брюнетка. Несмотря на опасения оптовых покупателей, что игрушка не будет пользоваться успехом, американцы очень скоро «распробовали» революционную игрушку − ведь в нее можно играть и родителям тоже! Барби стала хитом продаж. Первая партия длинноногих красавиц (351 штука) стоимостью по три доллара разошлась мгновенно, а семейство Хандлеров заработало пять миллионов долларов. Всего через пять лет после появления на рынке продажи куклы исчислялись миллионами штук. Бурно росли фан-клубы Барби, причем не только в США и Европе, но даже в мусульманских странах, а ведь куклу туда приходилось ввозить контрабандой из-за строгости нравов.
Барби недолго была одна − в 1961 году у Барби появился друг Кен, которого назвали так в честь сына Хандлеров. В 1963 году была создана лучшая подруга Барби − Мидж, а в 1964 − сестренка Скиппер. Сейчас семья и окружение Барби насчитывают более 70 членов − это сестры, братья, кузены и кузины, друзья и друзья друзей. А с недавнего времени у Барби появились дедушка и бабушка − симпатичные пожилые куклы, обе с прошитыми седыми волосами, «как настоящие». Некоторые куклы из семейства Барби названы именами других родственников Хандлеров. Кстати, «крестные родители» кукол недолюбливали своих пластмассовых родственников. Разведенная мать двоих детей Барбара Хандлер Сигал сказала в интервью «Лос-Анджелес Таймс»: «Мне надоело быть куклой Барби».
Внешность куклы менялась со временем. Дизайнеры экспериментировали с цветом и длиной волос Барби, которые то укорачивались, то отрастали. Когда была выпущена Барби с волосами до пят, она приобрела огромную популярность − ведь девочки очень любят делать куклам прически! Она была продана в количестве 10 миллионов экземпляров и принесла компании Mattel 100 миллионов долларов. Со временем кукла становилась и более подвижной: создатели Барби научили ее сгибать и поворачивать все части тела − и Барби стала велосипедисткой, наездницей, спортсменкой, танцовщицей… Модель Барби, выпущенная в 1964 году, умела закрывать и открывать глаза. Кстати, смотреть прямо перед собой Барби стала только в 1971 году − раньше ее взгляд, как и у Лилли, был кокетливо направлен немного в сторону. В конце девяностых лицу и телу куклы были приданы более естественные пропорции, и у нее впервые появился пупок. Не обошлось и без политкорректности − в 1969 году для Барби создали темнокожую подружку Кристи, а через десять лет и сама Барби вышла в свет в обликах афроамериканки и латиноамериканки. В 1997 году с конвейера сошла русская Барби в национальном костюме и кокошнике.
Барби становилась все более знаменитой, и начала выступать в роли знаменитостей. Первая знаменитость, которая стала куклой в «семействе» Барби − супермодель Твигги. Она появилась в продаже в 1967 году. Барби, повторяющие внешность звезд, всегда пользовались большим успехом. Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Одри Хэпбёрн и кумиры современного кино выпускались и массово, и в коллекционных экземплярах. Наряды для таких известных особ стали шить не менее известные кутюрье. Роскошные коллекционные куклы щеголяют в нарядах от Ива Сен-Лорана, Пьера Кардена, Жана-Поля Готье и Кристиана Диора и Живанши. Самым дорогим было платье, украшенное настоящими бриллиантами. Стоимость этой куклы вместе с этим нарядом составляет от 100 до 120 тысяч долларов.
Роскошные свадебные платья − один из самых популярных и продаваемых нарядов для Барби. Шикарные наряды куклы были дешевы только первое время, пока не грянул «барби-бум», и теперь подвенечное платье популярной игрушки стало стоить от 30 долларов. Но это еще не все приданное: для Барби выпускается дом, мебель, посуда, машина, велосипед… Кроме того, Барби − любительница животных, у нее их более сорока. И среди них − не только привычные и любимые собаки, кошки, лошади и птицы, но и такие экзотические виды, как панда, жираф и зебра. Полная коллекция Барби со всей экипировкой стоит сегодня более 1000 долларов.
Сейчас стоимость одной куклы Барби − от 25 до 70 долларов. На среднестатистическую американскую девочку приходится десяток кукол. В Канаде численность пластиковых красоток больше, чем все население страны. Барби продается в мире с частотой от 1 до 8 секунд. Пока Вы читаете эту статью, счастливыми обладателями куклы Барби становятся еще несколько десятков человек. Для многих эта кукла стала не просто игрушкой, а символом, для каждого своим − американской мечты, сексуальности или жажды потребления. А может быть, это просто символ эпохи.
Наталья Рыжова