С древнейших времен до нас дошли сведения об играх с мячом.
В древних русских летописях есть упоминание о народной игре - лапте. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, обнаружено немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе.
Еще во времена Петра I лапта была любимейшей молодецкой забавой. Следует отметить, что лапта - не только русская игра. У разных народов мира есть много родственных игр. Они имеют свои правила и называются по-разному: у англичан - крикет, у американцев - бейсбол, софтбол, у кубинцев - пелота, у румын - ойма, у финнов - песа палло, у немцев - шлагбал. Норвежские археологи при раскопках находят биты для игры в лапту, которая у викингов пользовалась успехом.
Игры на Руси никогда не были простыми забавами, они являлись одним из средств подготовки подрастающего поколения к жизни. дети, стремясь подражать взрослым, имитировали в своих играх боевые действия, трудовую или семейную деятельность. «дочки-матери», например, копировали семейную жизнь. Перетягивание каната заимствовано из трудовой практики моряков, рыбаков, строителей. Лапта же была игрой, имитируюii: боевую оборонительную деятельность. В основе ее — борьба за гогд.
В старину в случае нападения врага все население укрывалось за городскими стенами. Лишь взяв город, можно было завладеть прилегающими к нему землями. Набеги осуществлялись кочевыми племенами, живущими на о1раинах Руси. Территория их проживания и пространство между городами называлиь диким полем, так как были небезопасны. Связь осуществлялась п. i помощи гонцов, которые в одиночку или группами из двух-трех человек пробирались через стан врага и дикое поле. При этом им инi приходилось применять и оружие. Но, как правило, в схватку они. вступал, самое главное было выполнить задание — доставить важк:; известие, предупредить об опасности, просить подмогу для свого города и т.п. Немного передохнув, гонец пускался в обратный путь.
Жители осажденного города мужествс[-тно сражались с врагом. Они отбивали нападение с городских стен с помощью стрел и копий, постоянно следили за перемещениями нприягг еля.
За город шла упорная борьба.
Все это, бытующее в жизни. Нагило отражение в игре. Одна команда занимала город, другая - г: ‘. Когда игрок выходил из города, противник набрасывал мяч, бы нападая. Отбивая мяч палкой, игрок имитировал удар мечом, IШЫм приемом отрабатывая его точность и силу. Тот, кто промiпiлся или ударял неудачно, переходил в пригород и ждал кого-нибудь из своих товарищей.
Начав перебежку, надо было достичь линии кона (конечного пункта), где разрешалось отдохнуть. Игрок оставлял биту в городе и бежал, стараясь не вступать в единоборство с игроками поля. Условия игры специально были такими, что избежать встречи с противником почти невозможно. Это психологически подготавливало юношу к встрече с врагом, заставляло проявлять смекалку, изворотливость, развивало смелость. Он приобретал умеше уклоняться от стрел, копий и ударов мечом. Перебежки являлись прекрасной тренировкой дыхательной, сердечно-сосудистой и iышечной систем, развивали физически. Игрок, возвратившийся в город, зарабатывал своей команде очко.
При игре в поле имитировалось метание копья или камней с городских стен (обычно в подвижную живую цель, как это происходит в боевых условиях). Метание выполнялось как на точность, так и на дальность, при этом развивались глазомер и сила броска. При передаче мяча друг другу воспитывалось чувство взаимопомощи и взаимовыруч ки, появлялось умение действовать согласованно.
Игра в поле — это быстрые и точные действия, без лишней суеты, в течение ограниченного времени. 3десь требовалось и постоянное наблюдение за окружающей обстановкой, так как перебегать могли одновременно с обеих сторон в разных направлениях несколько человек. Так вырабатывалось умение контролировать действия нападавших в боевых условиях.
В игре, как только выбивают хотя бы одного из перебегающих, начинается борьба за город и завладевшие им получают возможность зарабатывать очки.
Если первоначально игра являлась прямой имитацией действий взрослых, то в дальнейшем, с появлением других видов оружия и изменением военной тактики, она использовалась для физического воспитания детей и проведения досуга. Не одно поколение выросло на этой игре. С большим увлечением в лапту играл известный полководец А.В. Суворов, создатель «Науки побеждать». Качества и умения, которые он считал основой воинского искусства — глазомер, быстрота, натиск, - необходимы и при игре в лапту и в этой игре воспитываются и развиваются.
С течением времени лапта, конечно, изменялась. Ее старались приспособить к тем или иным условиям, акцентировали внимание на отдельных элементах, пытались с ее помощью реiiiать разнообразные задачи. Таким образом появилось множество различных вариантов игры в лапту, которые существуют и поныле.
Не перестаешь удивляться мудрости наших предков, придумавших игру, прекрасно развивающую возможности детского организма.
Это, к сожалению, не достигается школьной легкой атлетикой, хотя в ней и используются те же упражнения.
Игра в лапту — отличная форма подготовки старшеклассников к службе в вооруженных силах. Однако и в самих вооруженных силах занятиям лаптой и вообще спортивным играм уделяется не так уж много времени и внимания. Физическая подготовка традиционно сводится к кроссовому бегу, рукопашному бою и развитию силы, даже там, где занятия проводятся ежедневно, схема все же остается прежней.
Между тем, как утверждают сами военные, в большинстве зарубежных стран основная часть физической подготовки солдат построена именно на играх. По свидетельству офицеров пограничных войск, на заставах, где регулярно играют в спортивные игры, значительно улучшается общая физическая подготовка, у бойцов развивается ловкость, которая особенно нужна для овладения приемами рукопашного боя.
К тому же игры — отличное средство профилактики кризисных психологических состояний. ГОни помогают переключить нервную систему с одного вида деятельности на другой, позволяют разнообразить тренировки, значительно повышают интерес к занятиям. Большое значение имеют игры и для психологической разгрузки воинов, особенно срочной службы. Но подбирать игры надо так, чтобы они соответствовали боевым задачам и помогали вырабатывать нужные бойцу качества.
В отличие от других игр (футбол, баскетбол и др.), в которых проигрыш игрового эпизода ничем не грозит самому спортсмену, в лапте перебегающий наказывается за неудачные действия, что максимально приближает эту игру к единоборствам. В перебегающего площадку с силой бросают мяч, поэтому в лапте практически каждый игрок подвергается опасности. Это заставляет его психологически быть готовым к встрече с противником и вырабатывать необходимые для экстремальных условий навыки. По сути, лапта — это борьба команд, в которой команда, вооруженная мячом, при умелом обращении с ним способна довольно сильно наказывать своего противника. Это также единоборство метальщика и перебегающего, когда последний не имеет права ответить до тех пор, пока его не заденут.
Активные действия в лапте периодически сменяются менее активными или пассивными, так же как в единоборствах. Лапта развивает и совершенствует многие качества и навыки, необходимые для рукопашного боя: глазомер; силу и меткость удара; умение падать, уворачиваться, действовать быстро, точно; распределять силы.
Овладев техникой начального удара, боец сможет точнее наносить удары палкой, малой лопаткой, автоматом. При выполнении ударов сверху развивается сила метающих мышц, что сказывается затем и на результатах в метании гранат.
В игре метание выполняет в подвижную цель, что также имеет прямое отношение к рукопашному бою. Научившись точно метать мяч значительно быстрее осваивает метание других предметов: ножа, гранаты, лопатки и т.п.
Однако в рукопашном бою важно не только нейтрализовать соперника, но и самому остаться невредимым. С этой целью в тренировки частенько включают метание в партнера, который старается увернуться от мяча. Именно это упражнение присутствует в лапте, причем в различных вариантах: на месте и в движении, лицом, боком или спиной к бросающему. Раздел «Увертывания» довольно разнообразен и может основываться на технике избранного стиля борьбы. Включает он и падения, для совершенствования которых в игре имеются большие возможности. Лапта — единственная спортивная игра, в которой необходимо увертываться от мяча, во всех же других его перехватывают. Отсюда и необычность, сложность этого приема для современного человека.
Одно из ценнейших качеств, которое приобретается в игре, - умение видеть все, что происходит вокруг, и молниеносно принимать решение в зависимости от быстро меняющейся ситуации. Этого нет в кроссе, где участник вольно или невольно забывает о том, что делается вокруг, так как цель кросса — быстрее добежать. Но в боевых условиях ситуация постоянно меняется, и боец должен за ней все время следить.
Лапта — это, по сути, тренировка в кроссе, но выполняемая в игровой форме. И именно в этом ее громадное преимущество. Здесь не надо думать о том, чем заполнить перерывы между пробежками. Бег в лапте выполняется на значительном эмоциональном подъеме, при котором играющие меньше утомляются и выполняют значительно большую работу по сравнению с обычным бегом кругами. Бег в лапте таков же, как передвижение бойца по пересеченной местности — редко бывает по прямой и требует постоянного наблюдения за окружающей обстановкой.
Практика распространения предлагаемого варианта лапты в войсках показала, что относительная простота правил и приемов игры делает ее доступной для всех уже после первого ознако.мления. Игра вызывает живой интерес как у солдат, так и у офицеров. Возможность играть в лапту и в зале, и на улице позволяет применять ее во всех поздравлениях и в самых различных регионах нашей страны.
Таким образом, эта игра — ценнейшее средство подготовки воинов. Она может быть рекомендована для широкого распространения в школах и воинских частях. С помощью игры в лапту, делая практически то же самое, что и на занятиях легкой атлетикой, можно достичь гораздо больших результатов и значительно повысить интерес к физической культуре.