Истоки появления такого вида искусства как Пазл (puzzle - (англ.) - головоломка), ведут в Англию. В далеком 1761 году, один из торговцев географическими картами по имени Джон Спилсбери, придумал новое учебное пособие для изучения географии.
Он просто наклеил географическую карту на деревянную дощечку и разрезал конструкцию на кусочки забавной формы таким образом, чтобы в каждом кусочке содержалось немного географической информации. Собирая разборную географическую карту, элемент за элементом, по кусочкам, в одно целое, ученик изучал географию.
В те времена такое учебное пособие стоило больше, чем зарабатывал средний промышленный рабочий, однако, несмотря на высокую цену, новинка долгое время имела успех. Еще несколько десятилетий пособие использовалось для изучения географии, пока их не начали применять для изучения других предметов, например, истории. До настоящего времени сохранились пазлы с хронологической таблицей с датами правления английских королей и королев.
И только в начале XX века пазлы с художественными репродукциями стали изготавливать в качестве развлечения для взрослых. Они быстро приобрели популярность и стали салонным развлечением богемы. Не минула эта модная тенденция и дореволюционную Россию. Об этом позже писали русские классики в своих произведениях: Набоков - «В тот год английская мода изобрела складные картины для взрослых, - «пузеля», как называли их у Пето, - вырезанные крайне прихотливо…».
Предприимчивые американские промышленники в конце 20-х годов прошлого века решили максимально удешевить производство пазлов и стали их изготавливать из картона. После чего пазлы из картона приобрели широкую популярность во всем мире. На пике славы и популярности пазлов, в некоторых местах даже проводили соревнования по сборке пазлов, в том числе и командные соревнования, когда собирались огромные картины, состоящие из нескольких тысяч деталей. В качестве репродукций обычно брали иллюстрации с популярных журналов, фотографии дорогих авто, соблазнительных женщин.
В настоящее время в мире существует множество компаний по производству пазлов. У каждой компании есть свои особенности производства, что зачастую сказывается на качестве продукции и объемах производства. Новый виток в развитии ремесла изготовления современного пазла дали технологии позволяющие делать пазлы на заказ, в том числе из фотографий заказчика, а также изготавливать объемные пазлы.
Виды пазлов
На сегодняшний день созданы самые разнообразные виды паззлов на любой вкус.
Пазлы существуют в нескольких вариантах: объемные пазлы (из отдельных кусочков собираются трехмерные предметы) и "плоские" пазлы (из отдельных деталей собираются двухмерные картины).
Для таких двухмерных пазлов также возможны варианты конечного результата:
• форма – готовые картины могут быть прямоугольные, круглые и т.д.;
• изображение - это может быть фотография, рисунок, коллаж (из фотографий или рисунков). Техника коллажа послужила вдохновением для создателей пазлов.
Эту технику впервые использовали кубисты. Первые коллажи возникли в 1912 г. в мастерских Джоржа Брака и Пабло Пикассо.
• колличество кусочков – от нескольких штук (детские) до нескольких тысяч штук;
• материал изготовления – картон, пластик; поверхность пазла может быть покрыта специальной краской, которая светится в темноте.
Техника сбора пазлов от В. А. Семенова
Выбор будущей картины — дело сугубо индивидуальное. Приобретая в магазине коробку с головоломкой, вы, конечно же, в первую очередь обратите внимание на миниатюру на коробке. Это может быть пейзаж, фотография, репродукция известной картины, рисунок, коллаж или, скажем, старинная географическая карта. Немаловажное значение имеет и величина будущей картины (для пазла из 1000 фрагментов это, как правило, 68 х 48 см, для 1500 — 90 х 60 см, 2000 — 96 х 68 см, 3000 — 116 х 85 см и т. д.). Максимальное количество деталей в пазле, если верить источникам, может достигать 18 000!
Огромное значение имеет также качество картинки. Так, раньше выпускались отменные пазлы, высеченные из настоящих цветных фотографий фирмы "Кодак", наклеенных на картон. Сейчас же в основном используют картинки, напечатанные типографским способом.
Вне конкуренции стоят появившиеся недавно так называемые "бархатные" или "велюровые" пазлы. Объемность их оригинальной пушистой текстуры поверхности способствует необычному восприятию картины, которая "оживает" благодаря панорамности изображения.
Из практики скажу, что опытному собирателю пазлов на сборку "полуторатысячника" потребуется 8–10 часов, а неопытный может растянуть это удовольствие и на месяцы. (Так было, когда я морячил. В каком-то порту мы купили большой пазл и вся команда круглосуточно в свободное от вахт время собирала его в кают-кампании, где для этих целей освободили отдельный стол. Работа длилась больше месяца.)
* * *
Еще одно отступление, касающееся порядка сбора картинки.
Сначала из общей массы фрагментов отбирают кусочки для обрамления: с двумя гладкими краями (эти детали поместим по углам будущей картины) и с одним гладким краем — для заполнения остальных частей рамки. Сортируют фрагменты для рамки по цвету и, руководствуясь контрольной картинкой на крышке, прикрепляют их к "уголкам".
Оставшиеся детали аккуратно раскладывают на подготовленном столе, одновременно рассортировывая их по цвету и схожему изображению — это во многом упростит задачу сборки. Находят месторасположение фрагментов с характерной окраской или уникальными деталями и выкладывают их на плоскости. При этом берут в одну руку крышку с контрольным изображением, а в другую — фрагмент пазла. При хорошем глазомере и фотографической памяти расположение данного фрагмента на картинке находится достаточно легко.
* * *
Итак, пазл собран. Дальнейшие действия по превращению его в картину зависит от того, чем вы располагаете.
Если к примеру, у вас есть специальный клей (например, клей синтетичекий КСК-М для склеивания картонных пазлов), то его нужно просто аккуратно нанести в бороздки картины с лицевой стороны и дать высохнуть. Так как клей прозрачный, можно им покрыть и всю лицевую сторону полотна.
Осторожно! Клей может протечь через щели между фрагментами и намертво приклеить ваше произведение к столу!
Такой клей (фото справа)можно купить в хозяйственных магазинах, либо в отделе канцтоваров, либо там же, где выставлены в продажу пазлы. Иногда тюбики с клеем входят в комплект пазла.
При наличии клея ПВА делаем следующее. ПВА разводим водой до консистенции кефира так, чтобы в клее кисточка не стояла. Подкладываем под картину газеты или листы обоев и на 2 раза с просушкой промазываем лицевую сторону пазла. После высыхания ПВА становится абсолютно невидимым. Клей к тому же еще предохранит бумагу от потемнения. Можно еще поверх слоя клея покрыть пазл прозрачным лаком.
При проведении этих процедур требуется, чтобы воздух в помещении был чистым. Пылинки, волоски, шерсть домашних животных могут досадно испортить внешний вид картины.
Если вас что-то смущает в этой технологии, то попробуйте проделать подобную процедуру с небольшим детским пазлом из 9–20 фрагментов, чтобы убедиться в ее безопасности для внешнего вида будущей картины. ПВА изначально имеет молочный цвет и при промазке не очень приятно смотрится. Кажется, что картинка испорчена навсегда, но когда клей высохнет, его видно не будет.
Другие технологии требуют переворачивания готовой картинки. Это не так легко сделать, как кажется. Простейший вариант: пазл изначально собирается на толстой фанерке, картонке (используйте упаковку от холодильника), оргстекле с письменного стола, листе ДВП или ДСП. Потом собранное полотно накрывают таким же листом и в четыре руки, зажимая углы, аккуратно переворачивают "бутерброд".
Если же пазл уже собран на большом столе, то попробуйте его постепенно сдвинуть на подставленный жесткий лист и проделать процедуру, указанную в предыдущем абзаце.
Перевернутое полотно можно скрепить разными способами.
Во-первых, промазать клеем ПВА, но уже не жидким, а густым, затем накрыть листом ДВП, картона, толстой бумаги или марлей и высушить под прессом (я использовал в качестве груза книги). Желательно полотно после промазки быстро перевернуть обратно, иначе клей может протечь (это зависит от качества пазла) и прилипнуть к тому, на чем вы клеили. Возможно придется аккуратно удалить выступившие на лицевую сторону капли клея. Это легко сделать влажной тряпкой. Также можно вместо ПВА использовать резиновый клей, который практически не пачкает бумагу, а излишки его с лицевой стороны легко удаляются при скатывании грязным пальцем.
Во-вторых, можно воспользоваться любым скотчем (даже бумажным) и оклеить им всю тыльную сторону полоску за полоской с небольшим перекрытием сначала вдоль, а потом поперек полотна. Одного рулона широкого скотча хватает на достаточно большой пазл.
В третьих, можно использовать для этих целей рулонную самоклеющуюся пленку типа Oracle. Возможно, при этом потребуется прогладить пленку теплым утюгом.
В четвертых, можно использовать двусторонний скотч. Картинку сложить на большом листе картона. Накрыть его вторым листом. Аккуратно перевернуть. На тот лист, который будет основой картины, наклеить полосками двусторонний скотч, клеить встык. Затем снять защитный слой со скотча и приложить лист-подложку к пазлу.