Сквош 

Сквош

 

Сквош – это увлекательная и динамичная игра с ракеткой, сочетающая в себе престижность большого тенниса, динамичность бадминтона и скорость реакции пинг-понга. Сквош - одна из наиболее интенсивных по физической нагрузке спортивных игр, энергетические затраты при игре в сквош 2 - 3 раза выше, чем при игре в теннис. Сквош наиболее эффективно развивает выносливость и координацию движений.

 

Сквош

 

История игры.

История сквоша начинается в 19-м веке в Harrow School (Лондон, Англия) как одного из потомков игры в ракетки. Студенты этой школы в ожидании своей очереди игры на корте начали играть более мягким мячом от стен рядом стоящих зданий – в конечном счете, так родилась новая игра. Первый специализированный корт для сквоша был построен там же в Harrow в 1860 году. Возможно, и раньше в Harrow строили корты для сквоша, просто разбивая уже существующие площадки для игры в ракетки, которые почти ровно в три раза больше (предположительно для того, что бы на корте помещалось большее число игроков одновременно).

Индийские теннисные мячи скверного качества были единственно доступными для школьных тренировок. После сильных ударов о стену их буквально плющило. Отсюда и названние - в переводе с английского, глагол to squash - "раздавить".

До начала 20 века игра развивалась в стенах различных учебных заведений, но со временем стала набирать популярность в частных клубах (например в «Лондонском Королевском Автомобильном Клубе») и в рядах офицеров британских вооруженных сил. В США в 1907 году была создана первая ассоциация сквоша и составлены первые правила новой игры. В том же году Британская Ассоциация Тенниса и Ракеток организовала под-комитет по сквошу и к 1920 году была составлена официальная версия правил. К 1928 году уже был создан Британская Ассоциация Сквоша, перенявшая бразды правления у своего предшественника. Сегодня международным административным управлением в мире сквоша занимаются:
WSF (World Squash Federation) – Всемирная Федерация Сквоша;
PSA (Professional Squash Association) – ассоциация профессиональных игроков мужчин;
WISPA (Women's International Squash Players Association) - ассоциация профессиональных игроков женщин.

До начала массового коммерческого строительства публично доступных кортов в 1950-х годах сквош был элитной игрой верхнего-среднего и высшего классов общества. Бум популярности игры пришелся на начало 1980-х годов. Хотя позднее игроков в сквош стало меньше, игра остается весьма популярной во многих уголках мира, особенно в Австралии, северо-восточной части Европы, Северной Америке, в Юго-Восточной Азии, в Египте и Арабских Эмиратах.

Существует и альтернативная теория появления сквоша, которая гласит, что игра зародилась в Плавучей Тюрьме, в которой заключенные транспортировались в Австралию.

Корт.

'Международный' размер корта был утвержден в 1920-х годах: 32 фута (9750 мм) в длину и 21 фут (6400 мм) в ширину. По фронтальной стене проходит линия верхнего 'аута’ (out line) на высоте 15 футов (4570 мм) от пола, соединенная наклонными линиями аута по обеим боковым стенам c линией аута на задней стене, прочерченной на высоте 7 футов (2130 мм). На фронтальной стене так же проведена линия 'подачи' на высоте 6 футов (1830 мм) и так называемый 'тин’ (tin) или 'нижний аут' (эквивалент сетки) выстотой 17 дюймов (430 мм), окруженный 'бортиком' высотой 2 дюйма (50 мм). Традиционный 'Американский' корт для версии игры, распространенной в США (сейчас называемой 'hardball squash'), имеет подобные размеры, но шире - 5640 мм. Разметка на полу и стенах отличается незначительно от 'международного' варианта корта, а 'нижний аут' и имеет высоту 15 дюймов (380 мм). Однако, на сегодняшний день 'hardball squash' практически вымер и вытеснен стандартной версией сквоша.


Снаряжение для игры.

Форма 'стандартных' ракеток для игры в сквош определяется международными правилами. Традиционно их изготавливали из слоеной древесины (обычно дуба) с небольшой областью, затянутой натуральными струнами. После изменений в правил в середине 1980-х ракетки почти всегда изготавливаются из композитных материалов или металлов (графит, кевлар, титан) с синтетическими струнами. Максимальные размеры современных ракеток 686 мм в длину и 215 мм в ширину с максимальной площадью головы 500 кв.см. Максимально разрешенный вес 255 грамм, но обычно ракетка весит от 110 до 200 грамм. Мячи для сквоша изготавливаются из двух кусочков резины, склеенных вместе и образующих полую сферу, отшлифованных для образования матово-ровной поверхности. Существуют виды мячей для различных температур и атмосферных условий, а так же стандартов игры: более опытные игроки используют 'медленные' мячи, которые меньше по размеру и имеют меньший отскок (эти 'медленные' мячи склонны 'умирать' в углах корта, что делает сложнее выполнение ответного удара). В связи с особым составом резины, мяч для сквоша приобретает большую прыгучесть при его разогреве. Игроки разогревают мяч выполняя серию ударов об стену перед игрой. В течении игры мяч разогревается еще больше - игра усложняется и ускоряется.

Маленькие цветные точки обозначают степень прыгучести мяча и, следовательно, стандарт игры для которой он подходит. Официально известны следующие цвета, определяющие скорость мячей (т.е. степень их прыгучести):
Две желтых точки – сверх медленный (очень слабый отскок);
Одна желтая точка – очень медленный (слабый отскок);
Зеленая или Белая – медленный (средний отскок);
Красная – средний (сильный отскок);
Синяя – быстрый (очень сильный отскок).

По такому стандарту производятся мячи компаниями Dunlop, Prince, Pointfore, Wilson. Мяч с двумя желтыми точками, появившийся в 2000 году, на сегодняшний день официально используется на всех соревнованиях, заменив мяч с одной желтой точкой. Есть еще высокогорный мяч с оранжевой точкой, используемый в Мехико, Калгари, Денвере, Йоханнесбурге. На высокогорьях Северной Америки используется мяч с зеленой точкой производства фирмы Dunlop. Прочие виды мячей:
Dunlop 'Max Blue' (предназначен для новичков) на 12% больше и на 40% дольше находится в воздухе, чем мяч с двумя точками, имеет постоянную прыгучесть;
Dunlop 'Max Progress' (красный) (для игроков, работающих над техникой) на 6% больше и на 20% дольше находится в воздухе, чем мяч с двумя точками, имеет постоянную прыгучесть.

В связи со стремительным характером игры, игроки носят удобную спортивную одежду и устойчивую спортивную обувь для закрытых помещений (non-marking). На соревнования мужчины обычно одеты в футболку или рубашку поло. Женщины одевают юбку, футболку, топ или спортивное платье. Повязки на голове или запястье служат для удаления пота, особенно полезны они во влажном климате. Правилами рекомендуется защищать глаза очками из поликарбоната из-за возможности удара ракеткой или мячом (его скорость может достигать более 200 км/ч). В 2004 году во время кубка Canary Wharf Squash Classic, у Джона Уайта была зафиксирована скорость мяча 270 км/ч.

Во многих местах проведения встреч требуют обязательного использования защиты для глаз, той же практики придерживаются некоторые ассоциации юниорского и парного сквоша.


Игра и счет.

Для определения права первой подачи игроки бросают жребий, вращая ракетку. Подающий сам выбирает подачу из левой или правой зоны подачи (service box). При правильной подаче одна нога подающего должна быть в зоне подачи и мяч после удара ракетки должен отскочить от фронтальной стены между линией подачи (service line) и линией аута (out line) и приземлиться в противоположной задней четверти корта, если только его не отбил с лету принимающий игрок.

Принимающий подачу игрок отбивает мяч к фронтальной стене. Мяч может быть отбит на лету (такой удар называют ‘volley’) или между его первым и вторым ударами об пол корта. При правильном ударе мяч должен достичь фронтальной стены и удариться между линиями аута (out) и звуковой панели (tin) до своего касания пола. Мяч попавший в любую линию аута или границу звуковой панели, в отличии от тенниса, считается аутом. До удара о фронтальную стену мяч любое количество раз может ударяться о любую из трех оставшихся стен корта. Мячи, играемые от боковых или задней стен, называют боусты (boast или angle).

Розыгрыш продолжается до того момента, пока один из игроков имеет возможность отбить мяч сопернику или не делает ошибки (выбивает аут, позволяет мячу дважды ударится об пол, попадает в тин и т.д.) или судья не объявляет лет (let) или строк (stroke) за помеху игре (см. ниже).

По 'традиционной' британской системе счета, существующей с 1926 года, очки засчитываются только подающему игроку. Если принимающий игрок выигрывает розыгрыш, то это дает ему только право следующей подачи. Обычно геймы разыгрываются до 9 очков, а при счете 8-8 принимающий может выбрать игру до 9 или 10 очков. На соревнованиях обычно играют до трех побед, но не более пяти геймов (best-of-five).

Американская система счета (иногда называемая PARS) дает очко игроку выигравшему розыгрыш в независимости от того, кто подавал. Традиционно, по системе PARS игра идет до 15 очков (при счете 14-14 принимающий может выбрать игру до 17 или очков). Но с 2004 года для профессиональной игры счет ведется до 11 очков (при счете 10-10 игрок должен выиграть два очка подряд). Сегодня система PARS используется на мужских профессиональных соревнованиях, а высота звуковой панели уменьшена на два дюйма, в надежде сократить длительность розыгрышей, а, следовательно, и матча. Однако, на женских профессиональных турнирах до сих пор используется оригинальная английская система счета до 9 очков и высота звуковой панели осталась без изменений.

На международных играх, клубных и парных встречах обычно используют традиционную 'британскую' систему ведения счета. Правила игры и счета могут быть незначительно изменены для сокращения времени игры (например, игры играют до 7 очков, до двух побед из трех геймов) или увеличения количества занятых игроков (например, так называемая форма сквоша на корте в три четверти, где одна зона подачи заблокирована и в ней ожидает своей очереди один игрок, в то время как два других игрока разыгрывают очко в оставшейся части корта). 'Британская' система счета в основном используется на матчах USSRA (United States Squash Racquets Association).


Стратегия и тактика.

Фундаментальная стратегия игры состоит в том, что бы отбить мяч вдоль боковых стен в один из задних углов корта. Такой удар называют 'прямой драйв’ (drive). После своего удара игрок должен переместиться в центр корта в так называемую позицию «Т» для того, что бы иметь возможность принять любой удар соперника. Атака мягким 'укороченным ударом' (short) во фронтальные углы заставляет соперника проделать больший путь по корту для ответного удара и может привести к незамедлительной победе. 'Кросс' (удар под углом, см. выше) используются для обмана и опять же увеличения пути к мячу для соперника.

Очень опытные игроки пытаются как можно чаще заканчивать розыгрыш, попадая мячом в углы фронтальной стены или в область, где боковые стены пересекаются с полом, называемую 'ник' (nick). Если 'ник' выполнен правильно, то мяч покатится по полу и не будет абсолютно никакой возможности его отбить. Однако, если мяч не попадает в 'ник', то он может просто отскочить от боковой стены и дать сопернику легкую возможность атаковать.

Ключевой стратегией в сквоше является доминирование в области «Т» (область пересечения красных линий близко к центру корта, в которой игрок получает наиболее выгодную позицию для приема очередного удара соперника). Опытные игроки после своего удара возвращаются на «Т» и готовятся к приему ответного. Из этой позиции игрок имеет возможность быстро достичь любой части корта отбить мяч, выполняя минимум передвижений.

Розыгрыши между опытными игроками могут содержать 30 и более ударов, поэтому игра требует высочайшей подготовки на силу и на выносливость. Чем опытнее становятся игроки, и в частности, лучше принимают удары, тем больше игра становится войной на истощение. На высоком уровне игры более физически подготовленный игрок имеет большее преимущество.

Почти все игроки (опытные и не очень) попадают в следующие категории по стилю игры:
«Защитник» (retriever) – обычно, очень сильный игрок, играющий терпеливо и принимающий все удары противника, но не ведущий сильной атакующей игры.
«Атакующий игрок» (shooter) – так же может быть терпеливым, но более легко выбивающий победные мячи или играющий «ники». Обладает очень хорошей точностью удара и умением обмануть соперника.
«Силовой игрок» (power player) – пытается побороть соперника очень быстрыми мячами. За ним не замечено ни выносливости ни терпения.
«Универсальный игрок» (all-around player) – одинаково хорошо играющий во всех предыдущих стилях игры, чувствует себя комфортно во всех областях корта.

Для вывода соперника из баланса важно умение изменять направление мяча в самый последний момент. Игроки экстра-класса могут предвидеть удар соперника на несколько десятых долей секунды быстрее среднего игрока, что дает им шанс более быстрой реакции. Это свойство приобретается с большой практикой тренировок и игр.


Помехи движению или удару.

Столкновения либо помеха движению или удару – это неизбежные аспекты скоростной игры в замкнутом пространстве. Правила игры обеспечивают игроку право доступа к мячу для удара и возможность замаха, а так же беспрепятственного удара в любую область фронтальной стены. В случае помехи игре, игрок может заявить 'лет' (let) и судья (или при его отсутствии сами игроки) оценивает характер столкновения. Судья может назначить 'лет' и тогда игроки переигрывают очко, или присудить 'строк' (stroke) (т.е. очко или переход права подачи) обратившемуся игроку, в зависимости от характера помехи и того, мог ли, по мнению судьи, игрок выполнить удар, если бы ему не помешали.

Если не ясно, была ли помеха или она была незначительна, правила обязывают отклонить 'лет' в интересах непрерывности игры и пресечения ложных аппеляций. Из-за субъективности в оценке причин и силы помех, вероятности обоих видов решений судьи практически равны.

Когда мяч попадает в соперника до удара о фронтальную стену, то это так же считается помехой. Если мяч летел по направлению к боковой стене в момент удара о соперника, то обычно засчитывают 'лет'. Однако, в случае если мяч летел прямо в переднюю стену, игроку бившему по мячу засчитывают 'строк'.


Развитие сквоша.

В мире сосуществует несколько вариантов игры в сквош. В американском «хардболе» игра ведется намного более жестким мячом на кортах другого размера (см. выше). В то время как одиночные игры в хардбол, уже непопулярны даже в Северной Америке (в отличии от «международной» версии игры), парные игры в хардбол проводят все еще достаточно активно. Существует парная версия сквоша: играют стандартным мячом, иногда на более широком корте. Так же существует более похожая на теннис игра - «сквош-теннис» (squash tennis).

Меньший размер корта для сквоша и мячи с меньшим отскоком усложняют процесс выигрыша очков, в отличии от своего младшего американского собрата «ракетбола» (racquetball). В отличии от ракетбола мяч должен попасть выше «тина» и не может быть легко «погашен». В результате, розыгрыши обычно дольше чем в ракетболе.

Игра полностью изменилась после изобретения стеклянной задней стены, которая позволила намного большему количеству зрителей наблюдать матчи. Сплошная стеклянная стена, была разработана для полностью прозрачных кортов - в дальнейшем называемых 'Золотая рыбка'

Большинство игроков в сквош предпочитают партнеров сравнимых физически, умственно и технически, так как даже небольшая разница приведет к подавляющему преимуществу в матче. На сегодняшний день не существует какого-либо международного стандарта оценки уровня игроков. Существует только деление на профессиональных и непрофессиональных игроков.

Сквош дает отличную нагрузку на сердечно сосудистую систему. За час игры в сквош игрок тратит от 700 до 1000 калорий (3000-4000 кДж). Это существенно больше, чем в других видах спорта и на 70% больше, чем в теннисе или ракетболе. Нагрузка приходится на верхнюю и нижнюю части тела – ноги используются для движения по корту, а руки и торс для замаха ракеткой. Но некоторые исследования показали, что сквош может являться причиной сердечной аритмии и считается не лучшей формой физической нагрузки для пожилых людей с болезнями сердца. Сегодня корты для сквоша существуют в 148 странах мира от Аргентины до Замбии.


Игроки и рекорды.

The (British) Squash Rackets Association провела свой первый открытый мужской чемпионат по сквошу British Open в декабре 1930 года по «кубковой» системе: Charles Read был признанным чемпионом, но в домашнем и гостевом матчах был разбит игроком по имени Don Butcher, который стал чемпионом 1931-го года. Чемпионат продолжается и поныне, но проводится по «олимпийской» системе начиная с 1947 года.

Начиная с основания British Open, в нем доминировали одни и те же игроки: F.D. Amr Bey (Египет) в 1930-х; Mahmoud Karim (Египет) 1940-х; братьяs Hashim Khan и Azam Khan (Пакистан) 1950-х и 1960-х; Jonah Barrington (Великобритания и Ирландия) и Geoff Hunt (Австралия) 1960-х и1970-х; Jahangir Khan (Пакистан) 1980-х; Jansher Khan (Пакистан) 1990-х.

Женский чемпионат стартовал в 1921 году и так же его фаворитами был ограниченный круг дам: Joyce Cave и Nancy Cave (Англия) в 1920-x; Margot Lumb (Англия) 1930-x; Janet Morgan (Англия) 1950-x; Heather McKay (Австралия) 1960-x и 1970-x; Vicki Cardwell (Австралия) и Susan Devoy (Новая Зеландия) 1980-x; Michelle Martin (Австралия) 1990-x; Sarah Fitz-Gerald (Австралия) 1990-x и 2000-x.

Heather McKay с ее большим ростом и абсолютным доминированием в игре (она оставалась непобедимой в течении всей своей 18-летней карьеры в 60-70-х) бесспорно величайшая женщина-игрок всех времен. Среди мужчин большинство современных экспертов отдают абсолютное первенство игроку Jahangir Khan (1980-е годы) или его дальнему родственнику Jansher Khan (1990-е годы). Другие достойные претенденты: Jonah Barrington, Geoff Hunt and Hashim Khan.

Из-за своей более долгой истории British Open многими считается более престижным, чем World Open, стартовавший лишь в середине 1970-х. Однако, устроители кубка пытаются привлечь лучших игроков с помощью денег. В 2005 году общий (женский и мужской) призовой фонд British Open составил $71,000, в сравнении с ним World Open предлагал призы на сумму $270,000.

Hashim Khan открыл доблестную династию великих пакистанских чемпионов сквоша, которую продолжили Jahangir Khan и Jansher Khan. Jahangir, являясь на сегодняшний день президентом Всемирной Федерации Сквоша (WSF), десять раз побеждал в British Open и восемь раз в World Open. Jansher получил свой первый титул в 1989 году, победив в чемпионате World Open.

В прошлом сотая ракетка мира Alby King of Dunedin (Новая Зеландия) заявил, что у сквоша «вполне реальные шансы» быть вписанным в список олимпийских видов спорта к играм 2016 года.

 

Источник: squash-game.ru




Автор: Red_Witch от 21.02.2011

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.