История фотографииЕще древние люди замечали феноменальное воздействие солнечного света. Арабский математик и ученый десятого века Алхазен из Басры подметил один природный феномен перевернутого изображения. Арабский математик и ученый десятого века Алхазен из Басры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света, заметил природный феномен перевернутого изображения Он видел это перевернутое изображение на белых стенах затемненных комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива, — изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки. Алхазен пользовался камерой-обскурой (самую первую камеру-обскуру можно назвать «комнатой, часть которой освещена солнцем»), для наблюдений за затмениями солнца, зная, что вредно смотреть на солнце невооруженным глазом. Перевернутое изображение камеры-обскуры объясняется просто: свет прямыми линиями проходит через небольшое отверстие, сделанное в центре. Линии света, отраженные от основания освещенного солнцем пейзажа, проникают в отверстие и проецируются по прямой линии к верху стены затемненной комнаты. Подобным же образом линии света, отраженные от верхней части пейзажа, идут к основанию стены, и все линии соответственно проходят через центр, образуя перевернутое изображение. Первым человеком, кто доказал, что свет, а не тепло делает серебряную соль темной, был Иоганн Гейнрих Шульце (1687—1744), физик, профессор Галльского университета в Германии. В 1725 году, пытаясь приготовить светящееся вещество, он случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворенного серебра. Он обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, то она становилась темной, в то время как смесь, защищенная от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провел несколько экспериментов с буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным раствором, — получались фотографические отпечатки на посеребренном меле. Профессор Шульце опубликовал полученные данные в 1727 году, но у него не было и мысли постараться сделать найденные подобным образом изображения постоянными. Он взбалтывал раствор в бутылке, и изображение пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые с помощью камеры-обскуры спустя немногим более столетия привели к открытию фотографии.
7 января 1839 года выдающийся физик и математик Франсуа Араго в докладе на заседании Французской академии наук сделал подробное сообщение о первом в истории человечества оптико-химическом способе получения изображения и назвал имя его изобретателя - художника Луи Дагера. Было названо также имя Жозеф Нисефора Ньепса, проработавшего несколько лет над изобретением фотографии вместе с Дагером в качестве его официального компаньона и внесшего немалый вклад в осуществление изобретения, но умершего в 1833 году. Но на самом деле Жозев Нисефор Ньепс, еще в 1822 году получил первый фотографический отпечаток. Жозеф Нисефор Ньепс из Франции был первым человеком, который успешно получил изображение с помощью солнца. В 1827 году он пытался представить свой доклад Королевскому обществу в Лондоне. Но Жозев Нисефор Ньепс сделал маленькую ошибку, которую повторяют многие наши изобретатели, он не стал расскрывать свои сектреты, после его Королевское общество не стало заслушивать его доклад. К докладу были приложены фотографические снимки, которые Жозеф выполнил на стекле и на металле.А за четыре года до сообщения Дагера Фокс Тальбот получил негативное изображение на бумаге (размером в один квадратный дюйм), которая была помещена в фотографической камере. В том же 1839 году Ипполит Байар продемонстрировал в Париже позитивные отпечатки, а Джон Гершель прочитал в Королевском обществе (Академия наук в Англии) свой доклад об изобретенном им способе фиксирования фотографий с помощью гипосульфита соды, того самого гипосульфита, которым и сейчас пользуются в каждой фотолаборатории. Вскоре сотни фотографов стали представлять свои работы. Появлись фотографии египетских пирамид, семи чудес света, сотни портретов, пейзажи, реки, моря, горы. Некоторые люди стали предсказывать смерть живописи и многие художники остались без работы, а также многие из них отложили в стороны свои кисти и взяли фотоаппараты. Бостонец по имени Уипл соединил камеру с телескопом в обсерватории Гарвардского колледжа, чтобы получить четкий, детальный снимок Луны. В 1856 году Лондонский университет включил изучение фотографии в свою программу учебных дисциплин. Так мир захлестнула волна фотоискусства.Один американский губернаторЛеланд Стенфорд в 1872 году поспорил с кем то, на 25 тыся долларов, то когда лошадь бежит, то у нее отрываются от земли все четыре ноги. Но скорость срабатывания затвора тех камер не позволила ему доказать это. Хотя даже того качества фотографий хватило, чтобы косвенно доказать факт отрыва четырех ног, но спор не был закончен, за отсутствием доказательств. Но упорство губернатора не знало границ (еще бы 25 тысяч долларов в то время было сосотяние, не то что сейчас китайского жеребца купишь и на бензин не останется), и уже через 6 лет он рассавил 12 камер, затворы которых срабатывали под действием пружин и сделал фотографии доказывающие, что он оказался прав. Весь мир охватила дагерромания, а как же дела обстояли в России. Благодаря тому, что Российская (Петербургская) Академия наук постоянно следила за развитием науки и техники в европейских странах, в России с фотографией познакомились в год ее изобретения. В числе членов Российской Академии наук был И.Х.Гамель (ординарный академик по кафедре технологии и химии, "приспособленной к искусствам и ремеслам"), обязанностью которого были регулярные поездки за границу с целью получения из первых рук сведений о последних научных открытиях. В Европе с 1860 по 1890 годы фотография, как искусство, была представлена «художественной фотографией», порожденной Рейландером и Робинсоном в середине столетия. По своему стилю и духу, как мы знаем, она представляла собой смесь твердого консерватизма и глубокой сентиментальности. Этой художественной фотографии следовали, ее боготворили тогдашние профессиональные фотографы. Питер Генри Эмерсон, американский врач, который жил в Лондоне, стал инициатором нового смелого движения «Линкид Ринг», международную группу людей, преданных фотографии как искусству У камеры есть свои законы, говорил Эмерсон, и почетная задача фотографа заключалась в том, чтобы открыть их. Сначала он был сторонником мягкофокусной фотографии. Это соответствует природному видению, писал он в своей книге «Натуралистическая фотография», и превзойти такую фотографию может только живопись. Он изменил свои взгляды после того, как Уистлер убедил его в том, что он путает искусство с природой. Эмерсон тогда издал памфлет, обведенный темной рамкой, под названием «Смерть натуралистической фотографии. Самоотречение». Большой мастер по части брани, он определил «фотографический импрессионизм» как «термин, святой для шарлатанов и особенно для фотографических мошенников, карманных воров, паразитов и пораженных тщеславием любителей». Он привлекал внимание к ограниченности фотографии. «Индивидуальность фотографа ограничена... — писал он. — Управлять фотографией можно лишь в малой степени... возможности что-то выбрать или отказаться от этого выбора фатально ограничены... в большинстве случаев невозможно изменить свои оценки объекта так, как хотелось бы...» Споря о том, что лучше — резкий снимок или снимок не в фокусе, он писал: «Если работа предназначена для научных целей — работайте резко, если для удовольствия — делайте как вам нравится, если для бизнеса — делайте так, чтобы заплатили». |