КРИББЕДЖ 

Старинная английская игра, известная и в наше время, почитаемая как в Великобритании, так и в других англо-язычных странах. Существует множество разновидностей этой игры, отличающихся как по числу участников, так и по отдельным тонкостям правил. Многие считают, что правила криббеджа оформил и дал игре имя английский поэт сэр Джон Саклин (1609-1642 гг.) на основе еще более древней игры "нодди", о которой известно немногое. Со временем криббедж появился в США вместе с первыми поселенцами и пользуется там до сих пор большой популярностью. Как говорят до сих пор, страстным любителем этой игры был Бенджамин Франклин. В наше время в странах английского языка проводятся турниры по криббеджу.

Правила игры

Играют полной колодой карт. Играющих 5 человек. Стоимость карт в очках: туз - одно очко, фигуры и десятка - 10 очков, остальные - по своему номиналу. Козырная масть отсутствует. Специфической принадлежностью этой игры является расчетная доска. Как правило, она представляет собою плоскую дощечку с отверстиями - на каждой стороне два ряда по тридцать и еще одно (шестьдесят первое) - исходное. Партнеры в ходе игры отмечают выигранные пункты, перемещая свой стержень из одного отверстия в другое. Эта дощечка облегчает игру, хотя использование ее необязательно. Выигранные пункты можно записывать на бумаге, откладывать спички, монеты и т.п. 

Первый сдающий определяется жребием. Каждому игроку раздают по 5 карт. Цель игры - набрать заранее обусловленное количество пунктов в очередных партиях и в их последовательных этапах - розыгрыше и расчете (показе). В традиционном криббедже партию выигрывает тот, кто первым получит 61 пункт.

Каждый игрок сбрасывает две произвольно выбранные закрытые карты на стол, оставляя для игры три. Четыре сброшенные на стол карты образуют так называемый криб, важный во втором этапе игры - расчете, или показе. Затем противник сдающего снимает часть не розданных карт, кладет их под низ колоды и открывает верхнюю - это так называемая стартовая карта, которая примет участие во втором этапе игры.

 

При игре в современный Криббедж вдвоем игрокам раздается по 6 карт вместо 5-ти как когда-то.

Доска для Криббеджа — пластина с 60-ю счетными отверстиями (два ряда по 30) для каждого игрока, плюс по одному «игровому» отверстию для каждого; часто присутствуют лишние отверстия для хранения колышков, не используемых в игре, и подсчета выигранных игр. Игра — это 121 «колышек» (двойной обход всей доски плюс 1 на игру) или 61 в менее популярной игре Один Оборот. У каждого игрока два колышка, и каждый подсчет отмечается «прыжком» заднего колышка через передний (т. о., одновременно видны число очков, добавленное при ходе, и общий счет). Очки «столбятся» по очереди, поскольку игрок, первым набравший 121 (или 61) или, в некоторых играх, больше, становится победителем. Наглядность доски как счетного устройства родила идею невозможности игры без доски, но счет можно вести карандашом на бумаге, или фишками, или иным способом; действительно, подсчеты вычитанием (каждый игрок начинает с 121 или 61) настолько эффективны и просты, что трудно понять до сих пор отдаваемое доске предпочтение.

Используется обычная колода в 52 листа, карты ранжируются от короля (старшая) до туза (младшая). Картинки и десятки стоят по 10 очков, остальные — по числу «зернышек». Игрок, «подрезавший» младшую карту, сдает первым; далее сдают поочередно. Сдающий по одной карте сдает по 6 карт, начиная с партнера. Затем каждый игрок сбрасывает лицом вниз две карты для образования «криба» (кормушки). При сбросе в «криб», идущий в зачет сдающему, несдающий старается снести «плохие» карты, наименее пригодные для образования значащей комбинации. После сброса карт несдающий снимает оставшуюся колоду; верхняя карта нижней части колоды переворачивается лицом вверх и кладется на воссоединенную колоду в качестве «стартера». Если «стартер» — валет, то сдающий немедленно «столбит» 2 очка, называемых «два за его каблуки». Если «стартер» — любая другая карта, то валет этой масти приносит держателю 1 очко «за дурацкую башку», но засчитывается это не сразу, а в конце. Это вызвано двумя этапами подсчетов, игры и показа.

Несдающий начинает игру, выкладывая перед собой лицом вверх любую карту из руки и объявляя ее стоимость. Затем сдающий делает ход (каждый игрок добавляет карты к своей кучке, так что потом при показе могут быть пересчитаны все его исходные карты) и объявляет суммарную стоимость двух карт. Игроки ходят по очереди, пока сумма не достигнет 31, или пока один из игроков уже не сможет сделать хода, не перекрыв 31. Если любой игрок не может сделать хода в пределах 31, его оппонент обязан сыграть любую карту (карты) из своей руки, которые могут быть добавлены без превышения 31. Последний сыгравший каждой серии засчитывает «ход» — 2 очка, если он достиг точно 31, или 1 очко при любой меньшей сумме после «хода» счет производится обратно к нулю.

В добавление к «ходу» «столбить» можно с помощью комбинаций карт, сыгранных последовательно. Эти комбинации засчитываются и при поочередных ходах противников, и при выкладывании подряд, когда противник не имеет возможности ходить. В каждом случае «столбить» комбинацию игрок, делающий завершающий ход. Любой игрок, имеющий возможность дополнить комбинацию, если не была положена промежуточная карта, «столбит» новую комбинацию. Комбинацию завершает карта, делающая счет равным точно 15 (2 очка); карта того же наименования, образующая пару (2 очка); тройку (6 очков); квартет (12 очков); за третью и все последующие карты, завершающие «секвенцию», независимо от мастей и порядка выкладывания карт (по 1 очку за каждую карту в «секвенции»).

Следующий этап подсчетов — показ. После того, как все 4 карты выложены, суммируются номиналы карт каждой руки — сначала не-сдающего, затем сдающего, затем «кормушки», которая дает очки сдающему. «Стартер» считается пятой картой в каждой из трех рук. Каждая комбинация из двух и более карт, дающая в сумме 15, стоит 2 очка; каждая пара — 2 очка, каждая «секвенция» из трех и более карт — по 1 очку за каждую карту в «секвенции»; 4 карты одной масти — 4 очка, или 5, если масть совпадает с мастью «стартера» (но в «кормушке» засчитывается только флешь из 5 карт); «дурацкая башка» — валет той же масти, что и «стартер» — 1 очко. Все возможные группировки карт в руке, плюс «стартер», засчитываются независимо, за исключением того, что «секвенция» из 5 карт засчитывается только однажды, и не как две и более отдельных «секвенции» по три.

Как указано выше, порядок подсчета каждой руки важен, а именно: (1) учет «стартера», если это валет; (2) подсчет во время игры; (3) подсчет очков за «ход»; (4) подсчет очков несдающего; (5) подсчет очков сдающего; и (6) подсчет очков в «кормушке». Когда любой или оба игрока приближаются к счету 121 (или 61), очередность подсчетов становится важной. Игра прекращается немедленно, если любой из игроков может «выйти» в игре или при показе. Если несдающий «выходит» при показе, не имеет значения, что сдающий, с учетом или без учета «кормушки», может набрать большую сумму. Проигравшему засчитывается только то, что он уже «застолбил» до выхода противника, и если он не набрал хотя бы 61 (или 31), он «в беде» («покинут в беде»), и, если игра идет на ставки, обязан уплатить вдвойне. (Как иногда играют, победитель должен быть в состоянии набрать ровно 121, также как при розыгрыше «хода» надо набрать 31. Так, например, если у игрока 120, он выходит только если наберет ровно 1 очко, за «дурацкую башку», или за «ход».) Иногда играют так: если игрок при своем ходе не «застолбил» какую-либо комбинацию, противник может крикнуть «простак» и приписать себе любые из «просмотренных» очков.

После того, как каждый из игроков сыграл все 4 карты, и показ закончился, карты собираются в колоду, тасуются и раздаются, как и прежде.







Автор: Red_Witch от 8.08.2011

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.