Человек всегда мечтал летать. В наш век реактивной техники что может быть проще? Купил билет на самолет - и вот ты уже над облаками. Но разве не хочется почувствовать себя птицей, а не пассажиром железной туши лайнера? Почувствовать ветер под крылом, парить в восходящих воздушных потоках? Бог не дал нам крыльев, но технический гений человека подарил крыло параплана, пожалуй, единственного летательного аппарата, благодаря которому человек может на долгое время уподобиться птице.
Экстремалы Дедал и Икар
Попытки использовать параплан (мягкое крыло из ткани, внешне похожее на парашют) известны нам с глубокой древности. Например, китайцы «призывали на военную службу» воздушных змеев: в люльку забирался разведчик и с высоты нескольких десятков метров обозревал позиции противника, сообщая обо всем увиденном командиру.
Парапланеризм нашел отражение и в древнегреческой мифологии. Изобретатель Дедал с сыном Икаром пытались бежать с острова Крит. Дедал изготовил крылья для себя и сына, но... не угадал с материалом: сделал их из ткани и воска. Икар, как и множество начинающих «летунов», несмотря на строгий запрет отца, взлетел слишком высоко. А с большой высоты, как известно, падать больнее. Солнце растопило воск, параплан развалился, несчастный рухнул в бушующее море и утонул. Дедал же благополучно долетел до побережья Эллады. Икара можно смело считать первым экстремалом, погибшим от любви к высоте.
В наши дни, конечно, для крыльев используются современные материалы, а потому солнце, погубившее Икара, не страшно парапланеристам. Но их подстерегают другие опасности.
Сметая преграды
В нашей стране этот вид спорта и отдыха начал делать первые шаги в 1980-х годах. За границей к тому времени парапланеристы уже летали вовсю, у нас же из воздушных видов спорта внимание уделялось, пожалуй, в основном парашютному. Экстремалы на самодельных крыльях пробовали свои силы, например, под Можайском. Символично, что именно там в свое время поднялся в воздух первый отечественный самолет.
Впрочем, нашим первопроходцам пришлось очень тяжело - крылья они мастерили сами, по собственным чертежам, из материалов, которые в то время были очень большим дефицитом. Им не помогали опыт поколений, как у иностранных экстремалов, и советы старших товарищей. А потому «наградой» первым отечественным парапланеристам были сломанные руки и ноги, а то и больничная койка.
Да и власти к подобным полетам относились (и относятся) с некоторым неодобрением. Действительно, кто знает, что там у человека на уме? А вдруг у него в рюкзаке за плечами - бомба, которую он сбросит на стратегически важный сельсовет? Один из ставропольских дельтапланеристов, например, стартовал с горы Юца, надеясь поставить рекорд по дальности полета. Улетел за 100 километров, но потом потерял ветер и вынужден был приземлиться в одной из станиц Карачаево-Черкесской республики. Обрадовались «летуну» только местные детишки, а милиционеры, примчавшись на «уазике» к месту посадки, задержали экстремала и отпустили только после тщательной проверки. И даже заставили писать объяснительную.
Сколько стоит небо?
В наши дни парапланеристу, конечно, не нужно мучиться дома, вычисляя площадь крыла, а потом в мастерской клеить его. Выбор крыльев огромен. Но цены кусаются. Например, парапланы ведущих мировых фирм стоят до четырех тысяч долларов. Самые дешевые отечественные - от 700 долларов. Можно купить и битый параплан долларов за 300, но с ним, как и с битой машиной, потом намучаешься.
Еще долларов 200 уйдет на обязательные подвеску и рюкзак. Особо состоятельные любители неба могут купить мотор. Ведь на парамоторе (крыло + двигатель) ты сам себе хозяин, практически не зависишь от воздушных потоков, знай летишь со скоростью до 50 километров в час. Пока бензин не закончится. На парамоторе при безветрии или в слабом ветре можно взмыть до четырех километров (рекорд - 6000 метров), но начинающему экстремалу, конечно, лучше так не рисковать. В среднем парамотор стоит от 1400 (дешевые отечественные) до 6000 долларов и выше (зарубежные, ведущих производителей).
Кстати, Федеральная авиационная служба, сознавая, что парапланеризм становится все более популярным, стала даже выделять зоны, где официально разрешен полет. Под Питером, например, это Воронья гора в Можайске. Но экстремалы ищут новые горки и находят их.
Новичкам, конечно, рекомендуются пологие склоны, желательно без леса, где практически всегда дует ровный несильный ветер. Дело в том, что планер имеет неприятную особенность - цепляться за деревья, линии электропередачи и прочие «досадные помехи», а снимать крыло в одиночку ой как нелегко. Опытных «летунов» подобные мелочи не смущают, они подолгу не теряют ветер и практически всегда могут найти место для удобной посадки.
Люди-птицы
Парапланеризм популярен практически во всем мире. Экстремалы сигают даже со склонов Эвереста. Вообще найти удачное место для старта и побить предыдущий рекорд (они официально фиксируются) - мечта практически любого парапланериста. Рекорды можно устанавливать по дальности полета, по высоте, по скорости...
Нет предела совершенству. Например, рекорд по дальности полета на крыле установил в 1998 году Годфри Уиннес (Австралия). Удачно поймав ветер, он сумел пролететь... 335 километров! Но это, конечно, уникальный результат. Наши соотечественники поскромнее - отличной дальностью полета считается и 130 километров. Иногда наши парапланеристы забираются и на высоту, где без специального оборудования человеку становится не очень хорошо.
«Ужасно холодно. Пробую подтянуть верх воротника до рта и подышать на тело теплым дыханием, но это только на секунду спасает от холодного и сырого воздуха. По телу периодически проскакивает дрожь. На приборе 2450 метров, удаление 80,1 км, время полета 3 часа 15 минут. От длительного напряжения начинает пульсировать в правом виске», - так описывал свой рекордный, на 143 километра, полет один из ведущих парапланеристов России Виктор Федоров.
Путь в облака
Сейчас клубы парапланеристов открываются практически по всей стране. В Хакасии, например, к экстремалам обращались даже местные охотничьи хозяйства - им было необходимо подсчитать поголовье изюбров, а с вертолета это сделать крайне тяжело: животные пугались тяжелой техники. «Летуны» на парамоторах не только выполнили просьбу охотников, но и открыли для себя новое увлечение: управляя крылом при помощи ног (возможно и такое), они теперь иногда устраивают фотоохоту и охоту настоящую - на волков. Опять же, по просьбе местных егерей. За это время экстремалы научились садиться на лес, снимать с деревьев крылья без посторонней помощи, взлетать с узких лесовозных дорог...
В наши дни каждый может попробовать себя в этом популярном виде отдыха и спорта. Первопроходцы платили за опыт своими костями. Сейчас же достаточно найти клуб (их много), пройти сертифицированное обучение (теория + несколько полетов), получить квалификацию пилота и летные документы, купить параплан или парамотор и - здравствуй, небо!
Автор: Евгений ИВАНОВ