Пирография
Пирография означает "рисование огнем", а попросту - выжигание. Суть этой техники заключается в том, что на поверхность какого-либо органического материала (древесины, фанеры, пробки, бумаги, картона, фетра, пластмассы, кожи, ткани) при помощи раскалённой иглы наносится рисунок. Пирография по дереву является одним из самых популярных видов детского и самодеятельного творчества во многих странах мира.
Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно. Выжигание по дереву осуществляется специальным прибором, который состоит из блока с понижающим трансформатором и накаливания. Игла изготовляется из молибденовой или вольфрамовой проволоки или иного тугоплавкого материала. перед работой полируем, шлифуем доску, фанеру. Затем иглой держателя слабого накала наносится обводят рисунок и удаляют стирательной резинкой карандаш. После этого начинают рисовать иглой выжигателя, начиная с переднего плана рисунка к заднему. Если возникают небольшие огрехи при выжигании, то их выбирают лезвием. В основном, процесс выжигания должен исключать ошибки, т.к. большие ошибки при выжигании исправит невозможно. В наше время применяют многие способы выжигания: пиротипию (горячее печатание), пирографию (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке. Приемы выжигания Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции, будет ли это контурное или силуэтное изображение, на ровной дощечке или в объемном изделии. В зависимости от этого определяется и способ выжигания, плоский или углубленный, подбираются нужные штифты. Штифт нагревают до темно-красного цвета. Во время работы рука, держащая штифт, должна твердо опираться на стол. Прежде чем браться за сложные орнаменты, нужно вначале овладеть общими приемами выжигания. Проделайте несколько подготовительных упражнений. Например, на небольшие дощечки нанесите несколько прямых и кривых линий различной ширины и глубины, потом займитесь штриховкой, нанося штрихи в разных направлениях, различной ширины и тона. Попробуйте освоить приемы выжигания фона в виде точек, затенений, глубокой выемки ножевидными штифтами и т.д. Тогда уже можно перейти к несложным рисункам. Плоское выжигание Плоское выжигание характерно тем, что изображение и фон находятся на одном уровне, а выразительность рисунка достигается разнообразием контурных линий и затенений в виде штриха, точек и тому подобного. Двигая штифт медленнее или быстрее, получают различные по ширине и глубине линии. Меняя накал штифта, придавая ему различный наклон, можно добиться глубоко насыщенных линий и едва заметных штрихов, при этом меняется и интенсивность окраски линии от темно-коричневого до светлых желтовато-коричневых тонов. Нельзя продвигать штифт с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку. Если края выжженных канавок обуглены, то, видимо, движение штифта было слишком медленное или штифт не в меру перегрет. Надо уменьшить питающее напряжение или уменьшить подачу воздуха. Охладить наконечник штифта можно прикоснувшись им к мраморной плитке или подержав штифт некоторое время в вертикальном положении. Выжигание ведут сразу в разных частях рисунка. Временно оставляют какой-то участок, переходят к другому, а затем вновь возвращаются к первому. Это необходимо для того, чтобы не получились промежуточные прожиги, возникающие от сильного нагрева близлежащих частей дерева. Поэтому не стоит сразу выжигать несколько почти соприкасающихся линий или штрихов, прежде чем нажечь новый штрих, нужно дать остыть соседнему. Выжигая кривые линии или точки, штифт держат перпендикулярно к поверхности доски, а при выжигании прямых линий - наклонно, как карандаш при рисовании. Если необходимо нажечь (затенить) сравнительно большой участок, сначала выжигают контур (абрис), а затем внутри него жгут широкой стороной штифта. При обработке фона можно пользоваться различными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины или, использую фигурные наконечники, покрыть поверхность квадратами, треугольниками и другими фигурами. Глубокое выжигание При глубоком выжигании, применяя ножевидный штифт, получаем изображение, несколько отличающееся от плоского. Если в первом случае, как говорилось выше, изображение и фон находятся в одной плоскости, то при глубоком выжигании рисунок остается на уровне плоскости доски, а фон углубляется. Работу выполняют следующим образом: вначале вокруг изображения выбирают две канавки, одна будет соприкасаться с фоном, другая - с рисунком, таким образом получится узкая кайма, облегающая границу рисунка. Далее приступают к углублению фона. Для этого пользуются широким ножевидным штифтом. Прикладывая его плашмя, выжигают, как бы срезая, кусочки древесины, стараясь, чтобы поверхность фона была гладкой, после чего подрезается (обжигается) оставшаяся кайма, и рисунок начинает выступать над поверхностью фона. Выбрав фон, переходят к окончательной отделке, пользуясь при этом небольшими ножевидными и обычными штифтами. Закончив обжиг рисунка, можно вновь вернуться к фону, придав ему желаемую фактуру. Выжигание кислотами При декоративной отделке древесины выжиганием, кроме нирографии, можно пользоваться различными кислотами. Под их воздействием древесина приобретает такой же коричневый цвет, что и под действием тепла. Для выжигания кислотами наиболее подходящим материалом будут твердые лиственные породы - каштан и груша. Поверхность доски после общей предварительной подготовки покрывают тонким слоем парафина или воска, затем твердым предметом тщательно соскабливают покрытие, выявляя будущий рисунок. После этого всю поверхность с помощью травяной щетки смачивают крепкой серной кислотой. Парафин или воск играют защитную роль, поэтому в покрытых ими местах древесина остается нетронутой, а в местах, где снят защитный покров, проявится коричневый рисунок. Действие кислоты на древесину продолжается от получаса до двух часов. В зависимости от времени тон и насыщенность линии или штрихов будут различны. По истечении этого времени восковый слой и остатки серной кислоты смываются скипидаром или теплой мыльной водой. После просушки разрушенные кислотой частицы удаляют сначала металлической щеткой, а затем волосяной. Для окончательного удаления кислоты всю поверхность выжженной доски смачивают нашатырным спиртом. Выжигание кислотами можно вести и на темных дощечках, протравленных в коричневый или черный цвет. В этом случае выжженный рисунок будет светлее фона доски. Для того, чтобы получить коричневый цвет, поверхность доски или фанерки травят раствором, состоящим из одной весовой части марганцевокислого калия и 20 весовых частей теплой воды. После того, как древесина окончательно просохнет, на поверхность доски любым способом наносят рисунок. Затем, взяв 3 %-й раствор лимонной кислоты, кистями и обыкновенными стальными перьями наносят кислоту на рисунок. В тех местах, где был нанесен раствор лимонной кислоты, образуются светлые места, так как раствор кислоты уничтожит частицы краски. Для получения черного цвета клен или светлый бук пропитывают 10 % раствором марганцевокислоко калия. В посуду наливают приготовленный раствор, кладут в него дощечки и кипятят в течение часа. Закончив травление, их высушивают на солнце, а затем промывают водой. Далее поступают так же, как на дощечках с коричневым фоном. Наносить растворы кислот на поверхность доски следует, работая только в резиновых перчатках. Чтобы нейтрализовать кислоту, попавшую на кожу или окружающие предметы, нужно всегда иметь под руками раствор питьевой соды и воду. Отделка произведения Закончив выжигание рисунка, поверхность тщательно чистят мельчайшей наждачной бумагой. Рисунки, нанесенные способом глубокого выжигания, предварительно обрабатывают стальной щеткой, чтобы удалить толстый обуглившийся слой в глубоких местах. Зачистку шкуркой и щеткой надо производить тщательно, но осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и линий и не скруглить грани выступов. Выжженный рисунок можно расписать акварельными или масляными красками. Роспись, как своеобразный декоративный прием, дополняет выжженное изделие, делает его ярким и нарядным. Для росписи по дереву потребуются высокого качества акварельные или масляные краски и достаточный набор мягких круглых и плоских кистей. Лучшей отделкой выжженных, а затем раскрашенных работ нужно признать вощение. Восковая отделка придает рисунку матовый шелковистый блеск и сохраняет натуральный цвет дерева, вощение совершенно не затрагивает красочный слой, положенный цвет сохраняет свой тон и насыщенность. |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.