Некоторые считают, что круги на полях – привет от инопланетного разума. Таинственные, огромные и геометрически выверенные, они вносят смуту в души впечатлительных землян. Но один американец решил не давать пришельцам повода для гордыни и показал, что мы можем и больше, и лучше, и красивее. Пусть знают, какая у нас прогрессивная цивилизация!
На самом деле "земляное" направление в искусстве – ленд-арт (land art) – зародилось в Штатах ещё в конце 1960-х. Группе художников стало тесно в галерейном бетонном пространстве, и они использовали бескрайние просторы и естественную красоту природных пейзажей.
Ленд-арт (от английского «land art» – «земляное искусство») – направление в изобразительном искусстве последней трети двадцатого века. Основано на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Стиль ленд-арт поощряет постоянное творческое движение и самобытность, в нем нет определенных методов и жестких ограничительных рамок. Для акций обычно выбираются безлюдные места – первозданные и дикие ландшафты, так художники пытаются вернуть искусство в природу. Обычно ленд-арт близко соприкасается с археологией, а также с фото-артом, так как публика может увидеть работы только в серии фотографий.
Если в России лэнд-арт популярен и, по сути, только зарождается, то за рубежом его эпоха идёт к закату. Наверное, это происходит из-за тенденции к личностному самовыражению. Утопическое желание покончить с рыночной системой уступило место персональным проектам, сосредоточенным на городской проблематике.
Лэнд-арт тем не менее показал, что в искусстве всё ещё скрыты неизвестные силы, которые дают возможность нестандартно самовыражаться. Нет никакой теории, дающей полный анализ методов этого направления. Наоборот, стиль поощряет постоянное творческое движение, самобытность.
Основной материал - земля, используют её и всё, что она даёт. В символической форме это значит, что художники пробуют добраться до самой сущности произведения искусства. Происходит ли это через архитектурный подход или эфемерное преобразование отношений с природой, они уверяют, что их проекты отражают некоторую зависть к окружающему миру: люди умирают, а природа живёт вечно.
Далёкие от желания останавливать ход времени, художники лэнд-арта показывают нам, насколько далеко ушли мы от природы. А это влечёт за собой только разрушение и уничтожение всего живого на земле.
…Несмотря на то что ленд-арт стал набирать обороты с шестидесятых годов прошлого века, знакомы с ним были даже наши далекие предки. Рисунки на стенах пещеры, осколки камней, приспособленные под посуду, и шкуры убитых животных в качестве коврика. Все эти первобытные «мелочи» являлись не чем иным, как зачатками нового «земляного» искусства. Для современных художников ленд-арт – это возможность пересмотреть свои отношения с природой. Как правило, в качестве «мастерских» выбираются отдаленные, не тронутые цивилизацией места. Кто-то, желая перевернуть горы, использовал бульдозеры и экскаваторы, другие, гуляя по лесу, просто оставляли после себя скульптуры из песка, веток и травы, а третьи засыпали пол в галереях тонким слоем чернозема.
Не стоит ничего менять, переворачивать, пытаться подчинить человеческим законам. Нужно просто слиться с природой. Солома, тростник, песок – все, чем располагает местность, куда отправился художник, служит ему материалом. У работ, созданных в этом стиле, есть только один недостаток – они недолговечны. Огромная рыба, выложенная из прибрежных камней, или крыло ангела, созданное течением реки и оформленное художником в произведение искусства, – все это может дойти до широкого зрителя, только будучи запечатленным на фото- или видеопленку. Это искусство подобно чуду – оно такое же эфемерное, мимолетное, но тем не менее имеет место в повседневной жизни.
Главное – собрать в единую композицию все, что ты увидел.
…Кто из нас не перекладывал камешки на берегу, составляя из них причудливый узор, не строил песчаные замки или не запускал в ручье бумажные кораблики? Но, пожалуй, никто никогда и не задумывался, что занимается именно ленд-артом. Это искусство очень благосклонно «относится» к любителям и предоставляет им практически неограниченные возможности