Игра в слова или скрабл 

 

Игра в слова или скрабл

 

«Игра в слова», или скрэбл (именно так она называется в мире настольных игр), — крайне полезное занятие, способное не только обогатить словарный запас, но и развить логическое мышление. Ее поклонники — Елизавета II и Мел Гибсон, Стинг и Киану Ривз. Говорят, что даже экс-президент США Ричард Никсон регулярно уделял время этой забаве.

Настольная игра Scrabble (Скрэббл, в русской транскрипции) по истине может считаться классикой настольных игр. Её история началась в тридцатые годы прошлого века в США.

Случай со скрэблом — это типичная «американская история» блестящего успеха идеи, которая прошла путь от обычного развлечения до статуса культурной иконы целой нации. Альфред Мошер Баттс, безработный архитектор, захотел создать настольную игру. Проанализировав все известные ему вещи подобного рода, он нашел, что они делятся на три основные категории: игры с числами, вроде бинго; игры с передвижением фигур — шахматы и шашки; и, наконец, игры в слова, такие как анаграммы. Решив придумать нечто такое, что базировалось бы не только на удаче, но и на эрудиции участников, Баттс соединил элементы анаграммы с основой кроссворда. Игра, названная сначала lexiko, позднее была переименована в criss cross words. Баттс даже изучил передовицы газеты «Нью-Йорк таймс» на предмет частоты появления букв и провел собственные исследования английского языка, прежде чем разработал первые правила и определил нужное количество букв-фишек.

Однако игрушечники-производители не заинтересовались предложением архитектора и не захотели подводить под него коммерческое обоснование. Время покажет, что это оказалось их роковой ошибкой. А сам Баттс не унывал, и судьба послала ему Джеймса Брюнота, хорошего организатора-антрепренера и большого любителя таких развлечений, который буквально влюбился в изобретение Баттса. Вместе они улучшили дизайн принадлежностей и несколько изменили правила, а сама игра получила название scrabble, что буквально означает «писать как курица лапой». Под этим именем (ставшим ее торговой маркой) она и была зарегистрирована в 1948 году. Затем Брюнот арендовал заброшенную школу в Доджингтоне, штат Коннектикут, где, собрав друзей, приступил к выпуску настольных наборов для скрэбла (по 12 штук в час), печатая буквы на деревянных брусочках — по одной на каждом.

Первые четыре года стали временем борьбы за рынок. В 1949 году Брюнот произвел 2400 комплектов и потерял на этом $ 450. Как это часто бывает, новинка долго был малоизвестна и набирала популярность среди продавцов очень медленно, хотя и достаточно стабильно. Затем, в начале пятидесятых, ее заметил президент корпорации MACY и заказал несколько наборов для своих магазинов. Буквально в течение года, благодаря распространению в торговой сети фирмы по всей стране, скрэбл обрел статус «игры, которая должна быть у каждого».

Переломным в истории развлечения оказался 1972 год — компания Selchow & Righter выкупила у Брюнота торговую марку Scrabble, получив эксклюзивные права на все виды продукции на территории США и Канады.

Сегодня «скрэбломаны» проживают в каждом третьем американском доме и еще в 122 странах. И хотя скрэбл — это игра в слова, лучше всего о ней расскажут числа. По всему миру было распродано сто миллионов комплектов, а в Северной Америке каждый год реализуется один-два миллиона наборов. И для поддержания разговора вот тебе еще один факт: в игре можно составить более 147 000 слов! Кстати, легендарный Альфред Мошер Баттс наслаждался собственным изобретением в кругу семьи и друзей до конца своих дней. Он ушел из жизни в апреле 1993 года в возрасте 93 лет. Так что шевели мозгами — и будешь жить долго.

Правила игры

Для игры в скрэбл тебе понадобятся: 128 косточек, на каждой из которых написана буква алфавита и указано, сколько очков она стоит, четыре подставки, мешочек для фишек и собственно игровое поле. Резаться в слова могут двое, трое или более игроков. Смысл затеи — составить как можно больше взаимосвязанных слов по принципу кроссворда. Слова выкладываются на игровой доске с использованием алфавитных косточек, имеющих, как ты догадался, различную ценность в очках. Логика проста — дороже всего стоят самые редкие буквы.

Первым делом надо разложить доску, а все фишки поместить в мешочек. Тот, кто вытянул оттуда самую близкую к началу алфавита букву, и начнет партию. Далее фишки возвращаются обратно, и команда решает, кто будет вести счет. А потом уже каждый берет себе из мешочка по семь косточек и выкладывает их на игровое поле.

Первый участник должен придумать слово, используя две или более буквы и располагая их на доске по горизонтали или по вертикали таким образом, чтобы обязательно занять центральную клетку. Затем он объявляет счет по общей стоимости выложенных фишек, который записывается «счетоводом». Второй игрок в свою очередь должен положить на поле одну или несколько букв, чтобы образовалось по крайней мере одно новое слово. Если он придумает несколько слов, то получает полную плату за все. Вот он, азарт!

Главное, что слова должны «цепляться» одно за другое и включать в себя буквы уже написанных, — на пустое место выставлять косточки нельзя. Сделав ход, игрок забирает из общей кучи столько фишек, сколько он использовал, и к следующему разу у него их должно быть снова семь. Играют до тех пор, пока фишки не закончатся. А выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Тонкости и нюансы

Углубляясь в словарные лабиринты скрэбла, важно отдавать дань традициям. Писать можно только «правильные» слова, то есть имена существительные в именительном падеже единственного числа. Правда, если слово (например, «ворота») имеет лишь множественное число, то оно засчитывается. Не возбраняется блистать знанием географических названий, естественно в именительном падеже, и фамилиями знаменитых людей. А вот про имена, клички и слова с уменьшительными суффиксами придется забыть. Написанное слово можно продолжить. Скажем, кто-то написал «ПОЛ», потом ты добавил «КА», получив «ПОЛКА» и дополнительные баллы, а третий участник присоединил к этому «ПРО» и за возникшее «ПРОПОЛКА» вознаграждается еще большей суммой очков. За один ход разрешается использовать любое количество косточек, имеющихся у тебя на руках, и составить одно, два и больше слов в разных местах доски. Если нужно ходить, а ничего не вытанцовывается, то ты либо пропускаешь свою очередь, либо, громко выкрикнув «Меняю», обмениваешь какое хочешь число фишек, правда только один раз за ход. Кстати, в игре есть две пустышки, могущие выступить в роли любой буквы (к примеру, если у тебя есть «Е», «Т», «Р» и пустышка, то можно с чистой совестью заявить, что это «Ф», и гордо выставить слово «ФЕТР»). И если у другого игрока есть «Ф», то он меняет ее на пустышку, которую берет себе и использует в личных целях.

Игровые рекорды

В Америке и Европе существуют тысячи клубов любителей скрэбла, а состязания между фанатами этой настольной игры популярны не меньше, чем чемпионаты по шахматам или бриджу. Каждый нечетный год, начиная с 1991, национальный чемпионат по «игре в слова» проводится в США, а каждый четный — в столице Великобритании. Победителем первого лондонского состязания стал Питер Моррис, который получил приз в 10 000 долларов. Помимо этого, на Североамериканском материке проходят еженедельные турниры, имеющие призовой фонд (порой очень большой). Неудивительно, что для особо эрудированных любителей словесности нашлось-таки почетное место на страницах книги рекордов Гиннесса.

Самый большой счет в одной игре — 1049 очков — был достигнут Филом Эпплби в июне 1989-го, когда о чемпионатах еще никто не слышал. Его противник набрал 253 очка. Выигрышная разница в 796 очков тоже является безусловным рекордом.

Самое большое количество очков за 1 ход — 392 балла — набрал Саладин Карл Хошноу в апреле 1982 года. Он выложил слово CAZIOUES, обозначающее вождей у индейских племен на юге Латинской Америки.

Наибольшего счета за первый ход игры — 124 очка — добился американец Сэм Кантимати, который в 1992 году выложил слово BEZIQUE — название одной из карточных игр.

Наибольшее число очков за 24 часа набрали Пол Голдер и Джон Хауэлл 4-5 мая 1995 года в ходе радиопрограммы «Би-Би-Си» — целых 111 154 очка.

Самым молодым чемпионом по игре в скрэбл стал Аллан Салданха. Случилось это в 1993 году, когда ему было всего 15 лет и 239 дней.

Несмотря на свою кажущуюся простоту, настольная игра Скрэббл завоевала сердца миллионов людей и по праву стала любимой игрой во многих семьях. Если вы ещё не стали счастливым обладателем Скрэббл – сделайте себе подарок, и вы проведёте много приятных часов за одним столом со своими друзьями или близкими, соревнуюсь в словосложении. Мы уверены, ваше отношение к алфавиту уже никогда не будет таким как прежде!




Автор: Red_Witch от 5.04.2010

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.