Микроминиатюра — редкий вид искусства, представляющий собой создание под микроскопом маленьких удивительных творений. Порой настолько маленьких, что их просто нельзя разглядеть невооруженным глазом.
В России и ближнем зарубежье едва ли насчитается более десятка человек занимающихся таким интересным делом. Все они самоучки, так как школы микроминиатюры не существует.
Вот и мне довелось уже несколько лет творить под микроскопом, маленькие симпатичные поделки. За несколько лет удалось сделать около двадцати микроминиатюр. Это, прежде всего, классика жанра: подкованная блоха, караван верблюдов в игольном ушке, надписи на срезе рисового зернышка и человеческого волоса. Есть и аэродром из 20 самолетиков и вертолетика на срезе макового зернышка, и шахматный столик величиной со спичечную головку, и др.
Гена и Чебурашка размещены на срезе макового зернышка:
улыбающийся Гена ласково гладит застенчивого Чебурашку. Причем у Гены видны все зубы!
Но особый интерес представляют художественные композиции «Молодое вино», «Гена и Чебурашка», «Буратино» и «Авианосцы». Так, например, Гена и Чебурашка размещены на срезе макового зернышка: улыбающийся Гена ласково гладит застенчивого Чебурашку. Причем у Гены видны все зубы! Или черепаха Тортилла, выглядывающая из воды и протягивающая Буратино золотой ключик. А Буратино сидит на листе кувшинки рядом с маленькой любопытной лягушкой и протягивает к золотому ключику руку, на которой отчетливо видны пальчики. И все это размещено на срезе виноградной косточки!
На выставках моих работ меня всегда спрашивают «А как это делается? А какими инструментами вы это делаете? Что нужно знать и уметь, чтобы делать такие вещи? Это сколько ж терпения нужно и сколько времени уходит на создание одной работы?» Постараюсь ответить на эти вопросы.
Шахматный столик
Шахматный столик сделан из скорлупы грецкого ореха.
На поверхности столика выполнена гравировка и инкрустация.
Длина столика 3,5 мм, ширина 2,5 мм, высота 2 мм.
Шахматные фигурки высотой от 0,15 мм до 0,3 мм
выточены из серебра и золота.
Делается все это под микроскопом. Вручную. Без использования каких-либо манипуляторов. Инструмент держу, зажав пальцами. При этом биение сердца очень сильно мешает. Если, например, взять иголочку и расположить ее в поле зрения микроскопа и максимально успокоиться, расслабиться, то иголочка начнет «трепыхаться» в такт сердцу. Это одна из бед и трудностей микротворчества. Причем «трепыхания» эти существенны и от них никак не избавишься. Поэтому приходится к ним приспосабливаться – особо тонкую работу выполнять между ударами сердца.
Инструменты я придумываю и изготавливаю сам. По многократной и настоятельной просьбе зрителей я сделал два экспоната, где выставил инструмент, которым я работаю.
Караван верблюдов внутри конского волоса.
Восемь уставших верблюдов уныло бредут в пустыне на фоне заходящего солнца.
Верблюды размещены внутри полого конского волоса.
Волос просверлен и отполирован изнутри и снаружи.
Диаметр волоса 120 мкм (0,12 мм),
высота верблюдов 70-80 мкм (0,07-0,08 мм).
Материал - платина.
Вот взять, например, одну из последних работ: восемь верблюдов размещены внутри конского волоса. Диаметр конского волоса 0,12 мм (что чуть больше, чем толщина лезвия). Волос просверлен вдоль своей оси, диаметр отверстия 0,08 мм. Значит нужно сделать сверло, заточить его и просверлить волосок. Но это еще не все. Волосок затем нужно еще и отполировать (чтобы он был прозрачным). Причем отполировать его нужно и снаружи и изнутри! Но и это еще не все. Разместить восемь верблюдов (я опускаю, что их нужно еще сделать высотой меньше 0,08 мм) внутри волоса не повредив их, и чтобы они находились все в одной плоскости – очень и очень трудно. Сверло, сверление, полировка – на решение этих задач уходят годы.
Черепаха Тортилла, выглядывающая из воды и протягивающая Буратино золотой ключик. Буратино сидит на листе кувшинки рядом с маленькой любопытной лягушкой и протягивает к золотому ключику руку, на которой отчетливо видны пальчики. И все это размещено на срезе виноградной косточки!
Что нужно, чтобы заниматься микроминиатюрой? На мой взгляд, только огромное желание. Желание порождает терпение, усидчивость и настойчивость.
Когда удивляются, сколько ж терпения нужно, я всегда говорю: «Вы представьте, сколько терпения нужно моей жене, чтобы терпеть мое хобби. Она мой тыл. Именно благодаря ее пониманию и терпению стало возможным появление коллекции микроминиатюр».
Если говорить о времени, которое уходит на создание одной работы, то можно ответить так: в зависимости от сложности работы уходит от одной недели до полугода. Но это - без учета подготовительной работы, которая может занимать несколько лет.
Коллекция не хранится дома. Она перемещается по музеям городов нашей страны, неизменно удивляя и радуя зрителей. Сейчас коллекция выставляется в читальном зале Дом ученых СО РАН и продлится до 12-го июня.
Самые благодарные зрители это, конечно же, ребятишки. Их удивленные глаза и живой восторг словами выразить невозможно. И радостно от мысли, что это восторженное удивление останется у них на всю жизнь!
Автор Владмир Анискин
Об авторе:
Анискин Владимир Михайлович, родился в 1973 году в Новосибирске. Окончил Новосибирский государственный технический университет. С 1999 года работает в Институте теоретической и прикладной механики СО РАН. Кандидат физико-математических наук.