Корни развития современных конкурсов и фестивалей ледовой и снежной скульптуры уходят далеко в прошлое. Точно, сказать, где зародилась ледовая и снежная скульптура очень сложно, т.к. площадь земного шара, покрываемая снегом очень велика. Есть предположения, что Япония была первой страной, где родилась непосредственно ледовая скульптура. Но как бы то ни было все снежные и ледовые скульптуры, приурочивались к праздникам и сопровождались массовыми гуляниями Русские зимние праздники и масленичные гулянья со строительством снежных городков, ледяных горок, сопровождающиеся фейерверками и иллюминацией были известны еще со времен Петра. Строительство снежных крепостей и снежных баб, в период масленичных гуляний, описано многими русскими классиками.
Ледовая и снежная скульптура - это уже не просто масленичные забавы, массовые гуляния, это целый комплекс традиций, своеобразный театр. Который удивлял, удивляет, и будет удивлять. Данные праздники параллельно превратились в выставки работ художников, скульпторов и архитекторов. Ежегодно в мире проходят десятки международных фестивалей и конкурсов снежной и ледовой скульптуры. Признанными лидерами здесь являются Япония, Финляндия, Канада, где подобные форумы имеют более длительную историю. Но в последние годы российские мастера все уверенней выходят на международную орбиту, по праву "врываясь" в ряды мировой элиты. Так, в 1997 году сборная команда России завоевала золотые медали, заняв 1-е место на чемпионате мира по ледовой скульптуре, проводившемся в г. Фербенкс (Аляска, США)...
Сущность материала
Многие люди, заинтересовавшиеся снежной и ледовой скульптурой, задают вопрос: "Почему вы работаете со снегом и льдом, зачем воплощать замысел в материале, который не долговечен?". Собственно, почему лёд недолговечный?! Чем лучше камень,бронза, бетон? Долговечность всех предметов ограничена. Рано или поздно любое архитектурное или скульптурное сооружение разрушиться, будет демонтировано, растает... Камень, бронза, лёд - какая разница. Если подходить к долговечности, как физическому явлению, то огонь самый не долговечный материал, а как мы восхищаемся огненными скульптурами. Все материалы мимолетны и, рано или поздно, преходящи. Что лучше - обрастание мхом в забытом парке или блестящий пик активности перед уходом в небытие? Ограниченность существования объекта во времени придаёт особую остроту восприятию при его рассматривании "в живую". Мимолетность красоты, привкус горечи, печали. Красота хрупкая и недолговечная. Снежные и ледяные шедевры красивы, даже когда тают. Они увядают как цветы, угасают как птицы, элегически складывая крылья. Мне кажется, нет никакой разницы в выборе материала - главное, чтобы он отвечал идее работы. Многие вещи можно сделать оптимально именно изо льда или снега, песка или огня. Скульптура - идея, выраженная в материале. Чем быстрее и понятнее эту идею можно выразить, тем лучше.... Довольно много зданий, скульптур и картин мы знаем по их изображениям, не говоря уже о том, что работы современных художников - это часто только изображения (images), например, существующие исключительно на экране компьютера. И, при наличии изображения, абсолютно всё равно существует ли арт-объект в предметной реальности....
Скульптура это есть порыв вдохновения, возможность художника показать свои чувства каждому. Здесь мы видим все основные законы, жизненной позиции. У снежных или ледовых фигур есть мистическая способность, пробуждать в каждом из нас лучшие порывы. Каждая работа это отдельная мысль, которая может быть четко выражена или же приходиться задуматься, что же имел виду автор. Молодые команды выполняют работы, в которых много вольности, замечательных идей. Они превращают фестиваль в сказку. Каждая работа прекрасна, очень трудно порой выделить лучшую (тому пример фестиваль в Петрозаводске 2003 года).
Архитектура из снега и льда - это есть своеобразное направление, задача которого, показать красоту мировой культуры, создать копию шедевра, сохраняя все пропорции, используя точные чертежи. Благодаря фестивалям и конкурсам, получается парк, где почти в карманном виде собраны главные шедевры мировой культуры, ледяные составляющие коллективного сознания (примером служит Московский международный фестиваль снежной и ледовой скульптуры "Вьюговей 2002", впечатляет ледовая архитектура: колокольня Иоанна Великого, Эйфелева башня, петербургские ростральные колонны, японская пагода). Это дает нам возможность провести ревизию своих представлений о "шедеврах", сравнить свои внутренние приоритеты с предлагаемыми в ледяном виде. Насладиться их эффектной и блестящей полуреальностью.
Заключение.
Ледовые и снежные скульптуры это праздник. В первую очередь это забава, которой подвластны все взрослые и дети. Вспомните наши первые детские опыты снежной скульптуры - "снеговики" и снежные крепости. Сразу вспоминается множество прекрасных ощущений, я знаю, что снежные и ледовые скульптуры умиляют нас, потому что возвращают в детство. А ведь мы просто играли и баловались, не подозревая, что все эти забавы, составляющая часть русской, мировой культуры, которую храним всю нашу жизнь, внутри себя как часть огромного чувства - любовь к родине.
|