Рисование пластилином — редко встречающийся вид живописи, но этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Что такое пластилин, никому объяснять не надо. Каждый, хотя бы раз в жизни, пусть в детстве, лепил неподражаемые шедевры сам, помогал своим детям или внукам. Но оказывается пластилином можно не только лепить, но и рисовать. Для того, чтобы попробовать себя в новом виде изобразительного искусства вам понадобятся следующие материалы:
- Плотный картон, оргалит или цветная пленка для создания основы под пластилиновую картину.
- Деревянная или пластиковая дощечка в качестве рабочего стола для раскатывания пластилина и лепки мелких деталей.
- Стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой, чтобы платилин к ним не лип). - Хлопчатобумажная салфетка для рук.
- Набор стеков различной формы. Стеки - это небольшие пластмассовые или деревянные ножички для вырезания, выравнивания пластилина и деталировки изображаемых предметов.
- Для придания поверхности определенной структуры используем различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и др. приспособления. Для выдавливания пластичной массы используются пластиковые медицинские или кондитерские шприцы.
- Хороший пластилин. Хороший - это тот, который имеет яркую окраску, тонко выкатывается и не липнет к рукам.
Начните задуманную композицию с эскиза на листке бумаги. Выберите цвета изображения и фона, помня о контрастности и сочетании цветов: жёлтый предмет будет казаться более ярким на зелёном, синий на жёлтом фоне и т.п.
Затем подберите нужный формат картины и вырежьте из оргалита соответствующую прямоугольную пластину с учетом ширины полей. Вырежьте прямоугольник из цветной плёнки по размеру будущей картины и наклейте ее на оргалит. Перенесите изображение с эскиза на плоскость картины, например, с помощью координатной сетки и детских мелков.
В зависимости от выбранного сюжета, решаем, что будет являться фоном для изображения: сама плёнка или нанесённый на нее пластилиновый слой. Рекомендуемые цвета самоклеющейся плёнки для фона - это все оттенки синего, зелёного, серый и чёрный. Помним, что главное в картине - это не фон, а задуманное вами изображение, поэтому фон не должен быть ярким, подавляющим. Это относится и к полям картины - их цвет должен сочетаться как с основными цветами изображения, так и с цветом фона. Универсальные поля - белые. Поля также делаются из самоклеющейся плёнки и наклеиваются после полного завершения работы. Итак, мы уже подготовились к главной работе - изготовлению картины.
Этапы изготовления картины показаны на верхнем рисунке.
Кроме того, настоятельно советуем познакомиться с мастер-классом создания картины "Кот и Бабочка" на персональном сайте Оксаны Бедрицкой в разделе "Техника" (http://oxana.globalnet.uz/technique.html)
На этом сайте вы познакомитесь с некоторыми нюансами, которые вас ждут при лепке картин.
Например, при работе с пластилином не всегда подходят "чистые" цвета, иногда для задуманного цветового решения применяют смешивание различных цветов и сортов пластилина. Пропорции подбирают до получения желаемого результата. Помним об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаем новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим получим зелёный, жёлтый с красным - оранжевый, красный с синим - фиолетовый. Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными. Не стоит смешивать более двух цветов одновременно. При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получаем пластилин нового качества.
Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.
Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.
Слегка потянув щепоткой часть пластлина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.
Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, выполняемого кончиками пальцев. Для того чтобы поверхность стала глянцевой, пальцы смачивают водой.
Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.
Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.
Для более тщательной деталировки и выразительного изображения предметов, а также для получения большого количества используемых в картине одинаковых заготовок, в помощь идут вспомогательные рабочие инструменты. Например, для изготовления стеблей, травинок или паутинок подойдет одноразовый медицинский шприц без иглы. Раскатываем кусок пластилина по диаметру входящего отверстия шприца и проталкиваем его внутрь. Отрезаем стеком лишнее, закрываем поршнем входное отверстие и нагреваем содержимое шприца. Подогретый пластилин выдавливаем на рабочую доску длинными "нитями". Толстенькие "колбаски" можно делать с помощью кондитерских шприцов. Для нагрева пластилина используем горячую воду, батарею отопления или утюг (осторожно!).
Что-то мне подсказывает, что эта технология оставит массу положительныъх эмоций в процессе изготовления картин как у детей, так и у взрослых.
|