Флористический коллаж - это искусство, гармония поверхностей и объемов, минеральных и органических элементов, предметов живой и не живой природы. Хорошо исполненный коллаж, по мнению художников, - это альянс света, красок и мысли. Он может сохранять первозданный вид в течение десятилетии или даже больше, как и работы в акварельной технике. История коллажа
Засушенные плоские цветы встречаются уже в культурах древней Иудеи и Египта, в V–III веках до нашей эры. Прессованные растения в виде гербария известны в Европе со времен средневековья. Хорошо сохранившиеся образцы гербария XVI века можно и сегодня увидеть например, в парижском Ботаническом музее. Создание композиций из засушенных цветов как вид традиционного искусства существует многие сотни лет в Японии. Оно получило там название «осибана» (ошибана), что в переводе и означает «прессованные цветы». В Китае и сопредельных ему странах, Тайланде, Корее и других, занятие прессованными цветами издревле было отдельным, очень почитаемым ремеслом.
В 19 веке в викторианской Англии засушенные цветы (прессованные) вошли в моду. В гостиных висели художественные гербарии в овальных рамках.
Из Англии мода пришла в Европу. Салоны Германии, Франции наполнились декоративными картинками из засушенных цветов. Из Европы эта мода пришла и в Россию. Интересным примером художественного оформления гербария служат цветы, собранные и засушенные С.А. Толстой летом 1892 года, фотографии, которых опубликованы недавно издательством «Ясная Поляна». Интерес к флористике, как назывались тогда работы из прессованных цветов, вновь пришел в Европу в послевоенные годы. В 20-е годы ХХ века техника коллажа стала очень популярной и достигла своего расцвета. Много художников (начиная с Пикассо) использовали газетные листы, этикетки и пр. для большей выразительности и достоверности. В СССР работы из прессованных цветов стали появляться на выставках в Москве и Ленинграде. В 60-х годах появились московская, ленинградская, минская и харьковская школы. Традиции тех лет до сих пор живы в Московском городском обществе охраны природы, в секции « Природа и творчество». В последние годы коллажи из прессованных цветов становятся все более популярными.
Цветы всегда являлись мощным аккумулятором природной энергии и потому для нас они особенно притягательны. Художественное использование природных материалов с их натуральными красками и фактурами предполагает новые эстетические формы восприятия произведений искусства, такие как любование, созерцание. Для человека важно научиться видеть высший эстетический смысл в природе, и тогда его жизнь станет более одухотворенной и гармоничной. Культурологи сегодня говорят о том, что современный человек как продукт эпохи господства телевидения отличается по своей психологии и структуре личности от человека середины ХХ века. Он имеет мозаичное сознание или, если подходить ближе к нашей теме, его сознание фрагментарно. Такой человек порождает искусство, соответствующее природе его сознания, и в нем все большая роль отведена коллажу.
А что, если самому создать, например, флористический коллаж?..
Сразу оговорюсь. Автор - не флорист-профессионал. Как говорится: я не волшебник, а только учусь… и вам предлагаю вместе со мной.
Итак. Дано: кое-какой природный материал - ракушки, камушки, засушенные растения, небольшая коряжка, шелуха фисташек, горох, фасоль и прочее семя и все остальное, что в голову придет. А также простейшая деревянная рамка для фотографии. Требуется: создать эксклюзивное украшение интерьера - флористический коллаж или панно.
Фоном для коллажа, который потребуется приклеить к рамке, может послужить все что угодно: ткань, бумага или батик. Также в этом качестве вторую жизнь может получить «упаковочный материал» дорогих букетов: сизаль, гофрированная цветная бумага.
А дальше потребуется просто выложить из выбранного материала любую пришедшую в голову картинку: звездное небо, морское дно, коралловый риф или лесной пейзаж. Ну и, конечно же, приклеить с помощью клеевого пистолета.
Точной последовательности - положите это здесь, там приклейте то - не будет, и не ждите! А иначе где он, элемент творчества? А будут лишь несколько хитростей, которые помогут создать настоящий шедевр из любого подручного природного материала.
Вот, например, немного о форме. Каждую, даже кажущуюся очень сложной форму, можно разделить на простые части и поместить в ясные геометрические очертания. Основные формы: прямоугольник, треугольник и круг. Именно на них основываются почти все существующие формы или очертания. При этом все утончающееся и заканчивающееся верхушкой - треугольник, а все круглое, мягкое и колеблющееся, как правило, заключается в круг.
А вот несколько хитростей о том, как меняется цвет при разном освещении. При свете люминесцентной лампы красный смотрится естественно, но притупленно, оранжевый выглядит немного светлее и холоднее, золотой желтый - немного бледен, а желто-зеленый свежеет. Фиолетовый и пурпурный становятся в этом освещении более интенсивными, но немного светлеют.
При свете галогенных ламп красный выглядит хоть и естественно, но не тепло, оранжевый свежеет, а золотой - начинает светиться. В этом освещении зелено-голубой и голубой остаются естественными, но приобретают «прохладный» оттенок.
Свет обычной «лампочки Ильича» делает красный коричневатым, желто-зеленый превращает в охристый, а белый - в бледно-желтый. Оранжевый и золотой при таком освещении светятся, а вот фиолетовый и пурпурный блекнут и выглядят серыми мышками.
Теперь, зная кое-что о форме и цвете, остается лишь сесть и сделать эксклюзивное украшение, которое не требует ни ваз, ни бесценной жилой площади для своего размещения. |