Арбоскульптура
Загадочное это дело – арбоскульптура – и трудоемкое. Требует это дело немало времени, ведь чтобы корни или ветки приняли нужную форму и образ, потребуется не один десяток лет. Решиться, конечно, можно, но в таком случае, вероятнее всего наслаждаться результатом будет следующее поколение.
Термин «арбоскульптура» (от латинского «arbour» — дерево) придумал Ричард Римс. С помощью наипростейших инструментов он может заставить дерево вырасти в форме беседки, человеческой фигурки или декоративного сердца.
Свою первую арбоскульптуру Аксель создал в 1919 году. Очень долго увлечение оставалось всенго лишь хобби его семьи — до тех пор, пока его жена и дочь в 1945 году не отправились в путешествие, во время которого поняли, что людей настолько привлекает вид всяких странностей, что они готовы отдавать деньги, лишь бы только посмотреть на них. Вернувшись домой, они пришли к выводу, что их гнутые деревья могли бы оказаться не менее прибыльным зрелищем.
Аксель моментально загорелся этой идеей, купил небольшой участок земли в Калифорнии и стал на него пересаживать лучшие деревья из своего сада – выращивать новые было бы слишком долго — и уже в 1947 году открыл этот необычный сад для обозрения. Название для него было решено выбрать тоже нестандартное – "Древесный цирк" (Tree Circus). Эрландсон посвятил арбоскульптуре всю свою жизнь. Он создал выдающиеся скульптуры из живых деревьев. Когда же его спрашивали, как у него вырастали такие шедевры, он часто отвечал что-то типа: "Я их просто попросил об этом".
Одна из самых знаменитых работ Эрландсона. "Дерево-корзина": шесть стросшихся платанов
Сейчас один из самых известных арборскульпторов – Ричард Римс (Richard Reams). Главная идея, которой руководствуется Ричард - "Представь себе тот мир, в котором хотел бы жить, и сделай его сам". Вот так и получаются самые восхитительные арт-неожиданности – вплоть до домов из растущих деревьев.
Скульптуры из деревьев и сейчас создаются, в основном, теми же методами, которыми пользовался ещё Аксель Эрландсон. Деревья изгибают, обрезают, прививают, объединяют по нескольку сразу при посадке или с помощью прививки. Чем-то арборскульптуры могут напоминать бонсай – из-за тех же методов, например, скручивания или обрезки. Древесные скульптуры не имеют ничего общего с искусством художественной стрижки садов, ведь подстрижка формирует только лишь листву. А скульптуры из деревьев – это, прежде всего, изменение формы ствола. Последователь Эрландсона - Питер Кук.
Самое интересное, что композиции из деревьев не требуют никакого хитроумного инвентаря, никаких особых технологий. И почему арборскульптурное направление в искусстве и ландшафтном дизайне дизайне не появилось ещё в древности – этот вопрос так и остаётся загадкой...
По материалам сайта "SadArt.ru - ландшафтный дизайн" |