История водномоторной «Формулы-1» или просто «F-1», как одного из наиболее зрелищных, технически изощренных и популярных спортивных состязаний – не уходит корнями в седую древность. Однако и эти 15 последних лет уже отмечены именами выдающихся спортсменов, ставших весьма популярными в кругу
увлеченных единомышленников.
За это небольшое время сформировались три школы стиля вождения: американская, английская и итальянская. Многократный чемпион мира итальянец Ренато Молинари стал живой легендой этого вида спорта.
Сегодняшние спортивные лодки класса F-1 с легкостью преодолевают скорость в 200 км/ч на прямой и не снижают ее менее 160-180км/ч при прохождении поворотов у буев. С места такие лодки могут набирать скорость в 100км/ч на длине не более 3,5 корпусов (корпусов лодок класса F-1) благодаря исключительно высокой приемистости (отношение массы к мощности), составляющей не менее 1 л.с. на каждый килограмм веса.
Новые гоночные катамараны имеют вес не менее 390кг, длину – 6м при ширине 2,5м. На лодках F-1 обычно устанавливаются двигатели «Mercury» объемом 2500см3 или «OMC» с объемом 3000см3. Эти лодочные моторы самостоятельно доводятся и настраиваются каждой командой, так что некоторые из моторов способны развивать мощность до 350 л.с. при 9000-9700 об/мин.
Свое официальное нынешнее наименование гонки «Формулы-1» получили в 1981 году на пленуме Международного «Водномоторного Союза» в Монте-Карло. Тогда же было решено установить два класса судов: «OZ» без ограничения объема двигателя (как правило, объем двигателей таких судов составляет от 3600 до 4500см3) и «ON», с объемом двигателей до 2000см3. Этот класс судов позднее получил собственное название «Formula Grand Prix» (Формула Гран-При). С 1981 по 1989 гг. соревнования судов «F-1» и «Гран-При» проводились параллельно.
Чемпионов мира было трое: Ренато Молинари доминировал в «F-1», в Америке Билл Сиболд (в настоящее время он занят производством гоночных катамаранов) побеждал в формуле «ON», а англичанин Тони Уильямс – в соревнованиях «Формула - 2», которые и стали позднее именоваться гонками «Гран-При».
Различия в сути соревнований были скорее на бумаге, чем в металле. Руководство американских и европейских соревнований гоночных лодок не могли никак договориться о разделении полномочий. Были и некоторые отличия в регламенте проведения гонок.
Прежде, чем была принята нынешняя система начисления очков по результатам двух гонок, соревнования продолжались 4 часа. Тот, кто за это время прошел большее расстояние, тот и становился победителем гонки.
За год проводились 4 гонки и тот гонщик, который победил в трех из них, становился чемпионом мира. После 1981 года очки стали получать шесть первых лодок, победитель гонки получал 9 очков.
Нынешняя система начисления очков:
Очки Место
20 очков 1
15 очков 2
12 очков 3
09 очков 4
07 очков 5
05 очков 6
04 очков 7
03 очков 8
02 очков 9
01 очков 10
Победитель этапов, проводимых в Азии и на Ближнем Востоке, получает титул «Чемпион Азии и Тихого океана». Европейский этап проводится за титул чемпиона Европы.
Список Чемпионов мира
1981 Ренато Молинари (Италия)
1982 Роджер Дженкинс (Великобритания)
1983 Ренато Молинари (Италия)
1984 Ренато Молинари (Италия)
1985 Боб Сполдинг (Великобритания)
1986 Жене Чибадо (США)
1987 Гонки не проводились
1988 Гонки не проводились
1989 Гонки не проводились
1990 Джон Хилл (Великобритания)
1991 Джонатан Джонс (Великобритания)
1992 Фабрицио Бочча (Италия)
1993 Гуидо Капеллини (Италия)
1994 Гуидо Капеллини (Италия)
1995 Гуидо Капеллини (Италия)
1996 Гуидо Капеллини (Италия)
1997 Скотт Джильман (США)
1998 Джонатан Джонс (Великобритания)
1999 Гуидо Капеллини (Монако)
2000 Скотт Джильман (США)
2001 Гуидо Капеллини (Италия)
У большенства этих чемпионов есть свои фан клубы.