Ралли-рейды проводятся во многих странах мира и на всех континентах, исключая, быть может, лишь Антарктиду. Но ни одна из гонок не получила такой известности, как ралли Париж-Дакар. И ни одна из гонок на автомобилях не может сравниться по сложности и тяжести маршрута с «Дакаром». И, конечно же, награды, привезенные с этого марафона, имеют особую ценность. Вот почему столько смельчаков из года в год в новогоднюю ночь пускаются в это опасное и неповторимое приключение.
Вызов и мечта
Для людей, мало-мальски причастных к автоспорту, названия столиц Франции и Сенегала значат гораздо больше, чем имена крупных городов. Выйти на старт, а уж тем более добраться до финиша этой гонки - мечта любого автогонщика. «За полмесяца гонки ты испытываешь столько, сколько в обычной жизни за многие годы. Проверку на прочность проходит не только моя машина, но и я сам», - сказал как-то один из пилотов. Смельчаков не останавливает даже тот факт, что большую часть пути им придется рисковать жизнью в прямом смысле слова, и шанс остаться навсегда в песках или саваннах Черного континента очень велик. Русла пересыхающих рек и каньоны, камни и мягкий песок, склоны гор и песчаные дюны - вот то, с чем в эти дни борются участники ралли. Так что победителей марафона, который уже более 20 лет открывает год для автогонщиков, знают во всем мире и считают настоящими героями.
Кстати, предыстория гонки довольно забавна. Французские экстремалы на внедорожниках уже давно освоили пустыни Африки. Но ездили неорганизованно и бессистемно, куда кто захочет. В дело вмешался случай. В 1977 году французский путешественник Тьерри Сабин заблудился в ливийской пустыне. Несчастного случайно нашли в полном истощении кочевники. Другой бы человек на месте Тьерри дал обет никогда больше не совать нос в эти гиблые места. А Сабин поклялся покорить пустыню вновь - на автомобиле. И быстро заразил безумной идеей других авантюристов. Уже в 1978 году сотня с лишним искателей приключений отправились по безумному маршруту из столицы мира в бывшую резиденцию французского генерал-губернатора на западе Африки. Девизом ралли с тех пор стал лозунг: «Вызов для тех, кто решился, мечта для тех, кто остался».
Пустынное кладбище
Сейчас трехнедельный маршрут, начинающийся во Франции, проходит через Испанию, Марокко, Мавританию, Мали, Буркина-Фасо, Западную Сахару и финиширует в Сенегале. Причем участвовать в добровольной пытке можно на любом авто: легковом, грузовом, мотоцикле, квадроцикле. Длина трассы, проходящей через саванны и горные перевалы, пустыни и джунгли, составляет примерно десять тысяч километров. В ходе гонки ралли-рейд напоминает настоящий город, в котором живут примерно полторы тысячи человек. За время гонки они успевают выпить 85 тысяч литров воды, съесть 1,5 тонны хлеба, 2,2 тонны мяса, 2 тонны овощей, 275 кг кондитерских и хлебобулочных изделий. Настоящая эскадра самолетов и вертолетов, целый автопарк машин сопровождения дополняют картину.
Рецепт, предложенный 26 лет назад творцом «Дакара», оказался настолько удачным, что до сих пор в канун Нового года африканские просторы привлекают не только профессиональных гонщиков, но и простых любителей, мечтающих бросить вызов адской трассе и себе самому... Впрочем, вся романтика обычно заканчивается на том этапе, пока гонщики тащатся по старушке Европе. Именно тащатся, потому что короткие скоростные участки не интересуют профессионалов, прекрасно знающих, что настоящая гонка начинается только после того, как они переправятся на пароме из Испании в Марокко. Здесь их ждут уже не восхищенные взгляды болельщиков, а адские ловушки, выбраться из которых живым удастся далеко не всем.
Сначала гонщиков ждут каменные пустыни Марокко. Жара и постоянная тряска окончательно выбивают из седла любителей-новичков, поехавших приятно провести время в экзотической обстановке... И большинство из них после этого поворачивают домой. А профи уже ждет главная «фишка» - пески Сахары. Песчаные дюны очень красивы и так же опасны. Стоит чуть зазеваться, и ты уже летишь в тартарары с высоты 200 метров. Таких зазевавшихся в Сахаре набралось уже целое кладбище. К этому стоит добавить, что в Сахаре днем температура зашкаливает за отметку 50њС, а ночью - дикий холод. И запросто можно получить смертельный укус змеи или тарантула. Впрочем, если новичок надеется, что, преодолев Сахару, прошел все самое трудное, то глубоко заблуждается. На закуску всех ждут гонки по саванне. Их пикантность состоит в том, что ехать приходится практически вслепую. Из-за кромешной пыли иногда не видно даже капота собственного авто и практически нечем дышать. И есть шанс запросто въехать в стадо слонов или носорогов.
Под пулями и снарядами
Впрочем, кроме трудностей природного рельефа покорителей Африки ждет еще много других испытаний. Одно время ралли проходило непосредственно по территории боевых действий между Мали и Западной Сахарой (существует такое непризнанное государство, находящееся под протекторатом Марокко). В начале 1990-х годов несколько человек погибли от шальных пуль и минометных снарядов во время перестрелки между противоборствующими сторонами. А еще там почти каждый квадратный метр нашпигован минами. И по просьбе организаторов этот участок непосредственно перед гонкой разминируют. Сейчас гонщикам запрещено ехать здесь со скоростью больше 40 км/ч. Машины медленно тянутся гуськом друг за другом. И, тем не менее, некоторые «счастливчики» не сумели удержаться на узкой полоске и подорвались. Впрочем, в «Дакаре» вечерние брифинги часто начинаются с минуты молчания в память о погибшем товарище. Но пилоты реагируют на подобные известия спокойно - им некогда думать об опасности. Есть более насущные дела. Необходимо быстрее добраться до лагеря, посмотреть таблицу с результатами, чуть передохнуть и снова в путь.
Поскольку участие в этом супермарафоне очень престижно, засветиться в нем считают своим долгом даже те, кто добился значительных успехов совершенно в других областях. В разные годы наряду с профессиональными гонщиками на трассу выходили рок-звезда Джонни Холлидей, трехкратный чемпион мира по горнолыжному спорту Люк Альфан, знаменитый яхтсмен Лоран Бурньон, двукратная чемпионка мира по скалолазанию Изабель Патисье и прочие знаменитости. Причем иногда выезд \/!Р-персон заканчивается трагически. В 1982 году вызов пескам Сахары решил бросить Марк Тэтчер, сын бывшего премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. 9 января трио, куда кроме Марка входили второй пилот француз Шарлотт Вернье и механик, сделало вынужденную остановку в пустыне, чтобы отремонтировать рулевую колонку. На беду путешественников, налетел песчаный вихрь. Сразу после пропажи интернациональной команды была организована крупномасштабная спасательная операция, но обнаружить их удалось только спустя шесть дней. На белый «пежо-504» в 50 километрах от трассы случайно наткнулся транспортный самолет С-130 алжирских ВВС. Путешественники были живы, но находились на грани безумия.
Кровавый путь
В этом году свои силы в ралли Париж-Дакар решил попробовать абсолютно слепой человек, который намеревался участвовать в качестве штурмана. Он не пытался обмануть устроителей, а наоборот, откровенно заявил, что прекрасно справляется с навигацией при помощи сложной электронной системы. Инвалид получил предварительное одобрение организаторов и был снят с гонки буквально в последний момент перед стартом... Впрочем, «Дакар» с такой же легкостью забирает и жизни профессионалов. В 1986 году потерпел крушение вертолет, на борту которого находился Сабин, бессменный организатор гонки. Спустя два года разбился грузовик голландской команды ОАР, лидировавший в гонке с большим отрывом. Оба водителя погибли на месте. Но самым кровавым вышел нынешний тур.
10 января 2005 года в испанском госпитале после недельного пребывания в коме скончался испанский мотоциклист Хосе Мануэль Перес, попавший в катастрофу на 7-м этапе. Ему сделали сложнейшую операцию в столице Сенегала - вырезали селезенку и одну почку, - после чего перевезли на родину, где Перес умер в тот же день.
Спустя два дня, на 11-м этапе, погиб один из сильнейших гонщиков-мотоциклистов мира Фабрицио Меони. По сообщению организаторов гонки, причиной смерти стало падение с мотоцикла на скорости 185 км/час, вызвавшее остановку сердца. Кстати, 47-летний Меони дважды - в 2001 и 2002 году - выигрывал «Дакар». Трое человек погибли под колесами грузовиков - два бельгийских мотоциклиста, которые не участвовали в ралли, а также пятилетняя сенегальская девочка, которая вырвалась из рук родителей и выскочила на шоссе. А вообще за всю историю пустынного марафона погибли уже 48 человек, в том числе 22 спортсмена.
Но, видимо, существует в этом рейде что-то мистическое, притягивающее к нему людей со всех уголков планеты. В том числе из России. С 1990 года в гонке принимают участие и «летающие» грузовики Камского автозавода. Причем последние годы «КамАЗы» постоянно занимают лидирующие позиции на финише.