История яхтинга 

История яхтинга

Плавание под парусом как вид спорта и отдыха, пожалуй, один из немногих, который доступен людям любого возраста, да еще вдобавок с постоянным пребыванием на свежем целебном воздухе. Плавание под парусами, или как теперь чаще говорят, - яхтинг - содержит в себе и спортивный азарт и чарующий, блистательный мир парусов с его романтикой дальних странствий в океанских просторах. Само по себе слово “яхта” в вольном переводе с голландского означает - гнаться, догонять. История яхтинга свидетельствует о длинной череде великолепных рекордов и необыкновенных судеб людей, которыми руководила потребность ощутить полноту жизни в борьбе с океанской стихией. Нам, вступившим в третье тысячелетие, будет приятно вспомнить, что 19 апреля 2001 года исполнилось 400 лет этому романтическому увлечению человечества.

А началось это в этот день в 1601 году, когда голланский врач Генри де Вогт получил разрешение на парусной лодке “Фрише тьотер” пересечь Ла-Манш от голландского порта Флиссингена до Лондона… Англичане словно эстафету подхватили начинание голландцев и пошли дальше. Именно в Лондоне, на Темзе 1 октября 1661 года (340 лет назад!) состоялись первые в истории гонки двух яхт “Екатерина” и “Анна”. Позднее королевская яхтенная эскадра стала довольно внушительной. Смешно говорить о каких-то совпадениях, но королем Англии с 1689 года как бы по совместительству становится статхаудер Нидерландов Вильгельм Ш. Тот самый, что потчевал 27-летнего русского царя в Голландии, а весной 1698 и в Англии. Здесь русскому царю подарили яхту построенную, в Голландии, и Петр 1 из Дептфорда - пригорода Лондона на правом берегу Темзы - сам неоднократно добирался до Тауэра с очередным визитом. Так что где начиналось британское морское могущество - нетрудно понять. Впрочем, позднее Петру 1 подарили еще одну яхту - “Корона” - самую крупную по тем временам, также сработанную в Голландии. Но эта уже другая история.

Наряду с этим следует помнить, что плавание на яхте может быть опасным, если техника плавания вам не знакома и мерам безопасности не уделяется должного внимания. И потому, если вы решили приобщиться к парусному спорту, первое, что следует знать - это саму яхту. Все яхты независимо от размеров, отличаются от прочих видов транспорта тем, что используют энергию ветра - даровую и экологически чистую. Главные элементы всех яхт, независимо от размера - корпус, парус с мачтой, киль или шверт и руль.

Корпус создается для жесткости конструкции, плавучести и непотопляемости, а также обеспечивает размещение экипажа. Перечислять разнообразие форм корпусов и их размеров - дело практически безнадежное. В отличие от автомобиля или самолета, каждая яхта, как правило, уникальна. Конечно, строят и серии яхт для участия в гонках или на продажу, но чаще яхта строится с расчетом на вкус и возможности ее владельца. Корпус яхты строится из любых материалов и главное здесь в предназначении яхты. Гоночные яхты строят прочными и очень легкими. Прогулочные, напротив, в первую очередь обеспечивают удобство и комфорт для яхтсменов.

Паруса - главный движитель яхты - предмет неустанных забот владельца, ибо от формы и качества парусов зависит не только красота яхты, но ее скорость и безопасность плавания. Современные паруса - большей частью треугольные. Это они дают возможность ходить круто к ветру, в отличие от прямых парусов, которыми пользовались в древности. Как правило, на яхте два паруса - грот и стаксель. Они обеспечивают плавание в любом направлении. При слабых ветрах вместо стакселя ставят геную, а при попутных ветрах к гроту и стакселю добавляют самый большой и легкий парус - спинакер. Паруса крепят к мачте, а она в свою очередь удерживается в вертикальном положении с помощью такелажа: вант и штагов. Главный парус - грот крепят нижней шкаториной к гику. Гик с помощью гика-шкотов ставится в положение “ловли” ветра. Стаксель крепится к штагу и управляется стаксель-шкотами. Но паруса еще не самое главное, чтобы яхта начала двигаться вперед, а не дрейфовать по ветру, подобно брошенному на воду любому плавающему предмету.

Яхты должны иметь заглубление в воду для противодействия этому самому дрейфу. Потому на легких яхтах ставят шверты, а на больших яхтах эту роль выполняет балластный киль. Проще говоря, яхте, как и рыбе нужны плавники. Но ими не надо работать - для этого есть парус, а вот “плавник для управления” как продолжение киля или шверта - непременно нужен и его роль на яхте выполняет руль. Руль - прежде всего перо, которое на малых яхтах, как и шверт может подниматься на мелководье. Перо руля связано с баллером, а уже к нему крепится румпель. На больших яхтах рулем управляют с помощью штурвала. Это колесо с рукоятками - стало символом мореплавания совсем не случайно: ходить на яхте положив руки на штурвал или румпель столь же естественно, как для водителя автомобиля держаться за баранку. Правда есть еще якорь - символ связи корабля с матушкой-землей. Но о якорях написаны целые книги. Итак подняты паруса, тугой ветер наполнил их и за кормой забурлила вода, оставляя за кормой яхты пенный кильватерный след.

А теперь - немного о разнообразии яхт, а также типов парусного вооружения. Да, именно вооружение, поскольку эффективно использовать энергию ветра можно только придумывая и совершенствуя паруса. Когда-то голландцы придумали стаксель и соединили те самые четыре элемента корпус, паруса, шверт и руль в единое целое - яхту.

Удивительная деталь из истории, подтверждающая эту нехитрую истину. В 1896 году два американца норвежского происхождения Гарбо и Сэмуэлсен задумали пересечь Атлантику на гребной лодке, используя исключительно мускульную силу. Их феноменальный переход до Гавра (Франция) завершился успешно, но для нашего рассказа важна эта самая деталь. Встречая в море попутные или встречные парусники и пароходы, гребцы просили капитанов этих судов прежде всего освидетельствовать их лодку и выдать им сертификат, подтверждающий, что на их ГРЕБНОЙ лодке отсутствуют МАЧТЫ, ПАРУСА И РУЛЬ - непременные атрибуты парусного судна…

История яхтинга

А теперь заключительный, короткий экскурс в перечень типов парусов или парусного вооружения, да и самих яхт. Нет ничего проще, чем просто перечислить типы парусов и яхт, а подробности можно поискать в “Кратком яхтенном словаре”. Итак, паруса: прямой (или брифок), рейковый (или люгерный), разрезной фок, латинский, китайский, шпринтовый, гафельный, гуари, бермудский. Из всего обилия парусов современные яхтсмены в начале 20 века избрали бермудские паруса, описанные выше. Бесчисленные типы яхт -швертботов и крейсерских - предпочитают эти удобные в обслуживании и очень эффективные треугольные паруса в том числе и на яхтах олимпийских классов: швертботы “Финнн”, “Летучий голландец”, “470″, килевые - “Солинг” и “Звездный”, а также катамаран “Торнадо”.

Напоследок перечислим типы парусного вооружения яхт, вовсе не касаясь исторических и современных парусных кораблей: клиперов, барков, бригантин и т.п. Теперь эти парусники-монстры чаще именуют “большие суда” или “tall ships”.Не говорим мы пока и об уникальных яхтах - участвующих в океанских и кругосветных гонках. О них отдельный разговор. И так типы парусного вооружения: кэт, шлюп, гафельный тендер, иол, кеч, гафельная шхуна, стаксельная шхуна… Счастливого плавания! А для начала поспешите в какой-нибудь яхт-клуб, на любую яхту. И не стесняйтесь прослыть салагой или “чайником”. Ваше любопытство и терпение окупится сторицей, когда вы сами станете в кокпите к штурвалу и скомандуете: “На фалах!… Поднять грот и стаксель”.

Источник: active.kuda.ua


Автор: Red_Witch от 21.10.2008

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.