Где родилась чечетка? Это темное дело… Утесов говорил, что чечетка, как и джаз, родилась в Одессе на Малой Арнаутской, а не в Америке… Отбивали чечетку тогда везде. На улице, в подворотне на листе железа, чтобы лучше было слышно. На сцене конферансье и куплетисты, и, конечно, чечеточники в джаз-оркестрах Александра Цфасмана, Леонида Утесова. Все куплетисты заканчивали свое выступление чечеткой, и знаменитым "Лам-ца, дри-ца, ум-ца-ца!" Это было модно. В спектакли оперетты вставляли
чечеточные номера. Тогда этот танец назывался чечеткой. Конечно, негры - виртуозы, но они много взяли у русских. Многое зависит от стиля. Одно и тоже движение можно делать и по-русски, и по-американски…"
КОРОТКО ОБ ИСТОКАХ И РАЗВИТИИ
ТЭП - ТАНЕЦ в России называют чечеткой, в последнее время степом, как в прочем, и в Европе. В Америке его называют тапом, в Ирландии жигой, во Франции клокетом, в Испании сапатео. Этот танцевальный жанр, как и любой другой, имеет свою историю, свои истоки и свою судьбу. Его история, возможно, не такая обширная и бурная, как история классического или народного танца, но это не значит, что она менее интересна. За тот, относительно небольшой период его развития, у него были взлеты и падения, успехи и поражения…Сейчас тэп - танец стоит в ряду других танцевальных стандартов, он доказал свою самодостаточность, ибо универсален по своей природе.
ЛЕГЕНДЫ. Существует несколько легенд возникновения этого танца. По одной из легенд древнеегипетские жрецы, произнося заклинания и общаясь с богом Ра, становились на большие барабаны, и отбивала ритм ногами, тем самым, приводя себя и народ в экстаз. Можно вспомнить, что и языческие шаманы свои заклинания, сопровождают ритмическими прыжками и ударами в бубен. Индийские танцовщицы надевают на ноги браслеты из колокольчиков, которые с каждым движением создают ритмичные и мелодичные звуки и таким образом привносят дополнительную окраску их выступлению. Для народов африканского континента, которым присуще чувство ритма, игра на барабане не только "музицирование", но и средство связи и общения между собой на достаточно значительном расстоянии. С помощью ритмических рисунков и их структуры они передавали друг другу информацию и необходимые сообщения задолго до телеграфа и современных средств мобильной связи.
БРИТАНИЯ. С давних пор английские и ирландские крестьяне носили деревянные туфли. Что бы согреться или развлечься они танцевали жигу. Особенностью танца являлось то, что двигались только ноги. Удары делались носками и пятками ступней ног, верхняя же часть корпуса оставалась неподвижной. Переплясы и танцевальные соревнования устраивались на деревянных тротуарах и настилах на большее количество звуковых и ритмических ударов. Победители могли войти в народную танцевальную группу, которая называлась "Ланкашир - клог".
Чарли Чаплин в своей книге "Моя биография" вспоминает, как в девятилетнем возрасте выступал в детском ансамбле клогденса "Восемь ланкаширских парней". И, хотя сам он утверждает, что не испытывал особого восторга от сознания того, что является одним из восьми участников ансамбля, существует свидетельство, что он весьма виртуозно исполнял жигу. Подобных групп, и детских и взрослых, было на Британских островах множество.
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА. Мы можем говорить о двух основных корнях тэп-денса. Африканском и Европейском. Они встретились и смешались друг с другом на Американском континенте. В те далекие времена от берегов Европы, Англии и Ирландии отчаливали суда с отчаянными и отчаявшимися, смельчаками и фантазерами, которые мечтали обрести в Новом Свете новую, счастливую жизнь. Одновременно с этими кораблями к берегам Америки приставали корабли из Африки, которые везли особый груз - рабов. Во время плавания на корабле, когда их выводили на палубу проветриться и размяться, они, лишенные возможности играть на барабанах, пристукивали и шаркали ногами об пол, отбивали ритм, ударяя, ладонями и пели свои песни, в которых африканцы всегда умели выразить не только радость жизни, но и ее трагизм. И, конечно же, прямо на палубе устраивались переплясы на лучшее "чечеточное коленце" между белыми матросами и темнокожими "пассажирами".
ТЭП-ТУФЛИ. Матросы, чтобы усилить звук чечетки прибивали к подошвам ботинок мелкие английские монеты - пенни. Это было первое изобретение и усовершенствование тэп-туфель. Русские плясуны подбивали носки и пятки сапог небольшими металлическими скобами, не только для того чтобы дольше носились, но и чтобы они громче стучали, когда они отбивали в танце дроби. Уже в двадцатом столетии "уличные" танцовщики, чтобы их было лучше слышно, крепили на подметках ботинок пивные пробки. Сейчас, в результате всех этих приспособлений, существует две системы набоек. Одинарные или акустические, когда звук, сила удара и сложность ритма зависят только от мастерства и техники танцовщика. Двойные или стереофонические, когда двойные пластины на набойках помогают исполнителю издать больше звуков.
ЖИГА… ЖУБА… КЕЙК-УОК… И так, новые американцы, белые и черные переселенцы, живущие вместе в бедных кварталах, устраивают переплясы - соревнования прямо на улице, и именно здесь происходит соединение европейских танцев - жиги и клокета с африканской жубой. В Луизиане и Новом Орлеане рабы, работающие официантами, смотрели на европейских салонных танцовщиков, и это их чрезвычайно веселило. После работы они имитировали манеру белых и их походку на негнущихся ногах. Знаменитый "кейк - уок" есть не что иное, как карикатура на европейскую чопорность и манерность.
"БЕЛЫЙ" И "ЧЕРНЫЙ" ТЭП. То, что теперь мы называем тэп-танцем берет начало с момента столкновения, взаимовлияния, а затем и слияния африканской и европейской танцевальных культур. Исторически различают "белый" и "черный" тэп, их еще называют англо-американским и афро-американским стилями. Различие состоит как ритмических структурах, так и в самой танцевальной технике. Важными элементами английского стиля считаются "Хоп \Hop\" или "Джамп \Jump\" - прыжки и, соответственно, звук на излете. Танцевальная техника опирается на движения, исходящие из одного центра. Этим характеризуется большинство европейских танцев. Здесь оказывает значительное влияние танцевальная культура и школа классического и бального танцев. Афро-американский стиль характеризуется сильно синкопированным ритмом, большинство ударов исполняется ступней свободной, ненагруженной ноги. Танцевальная техника использует движения, исходящие не из одного главного центра, а из соседних, периферийных. Здесь можно отметить самостоятельную, изолированную работу рук и ног. На этот стиль оказывают влияние элементы джазового танца, а также фанк и хип-хоп. Одним из важнейших моментов этого стиля является импровизация, а не заранее поставленные номера.
МЕНЕСТРЕЛЬ - ШОУ. Позднее тэп от "уличного" танца переходит на сцену и включается в менестрельные шоу того времени. Это были своеобразные музыкальные программы кабаре в исполнении белых и черных актеров. Исполнители (белые и черные) красили свои лица горелой пробкой и создавали характеры, подобные образам Европейской комедии Дель'Арте. Самым известным исполнителем в менестрельных шоу в середине девятнадцатого века был темнокожий актер Уильям Генри Лейн - "Мастер Жуба". Он не пародировал черных, как это делали все остальные, а создал свой собственный стиль. Менестрельные шоу прожили удивительно долгий период. Только в начале двадцатых годов двадцатого века они уступили место американским водевилям - адаптации английского мюзик - холла.
В этот период обозначились два направления в технике тэп-денса. Одно, "бэк и винг" - "back and wing", исполнялось на большой скорости, со скользящими движениями и перемещением. Джимми Дойл и Харланд Диксон были пропагандистами этого направления. Второе, "софт шу" - "soft shoe", исполнялось на четыре четверти и отличалось элегантной и изящной манерой. Здесь еще в самые первые годы двадцатого века выделялся Джордж Праймроуз (George Primrose). Также среди знаменитостей того времени можно назвать Джона Бабблза (John Bubbles), которого называют изобретателем третьего направления - "ритм-тэпа" - "rhythm-tap". Он мог танцевать шестнадцатыми нотами и был первым, кто придал стилистическое значение ударам пяткой, а не только носкам, как делали до него...
РУССКИЕ КАЗАЧКИ В АМЕРИКЕ. Примерно в это же время, в начале двадцатого столетия, есть две информации, которые исходят из Америки и России. В Нью-Йорке прошли выступления русских плясунов - чечеточников, "казачков", которые произвели впечатление своей техникой и исполнением танцевальных трюков. Русские плясуны были известны не только отличной танцевальной техникой, но и сложными ритмическими рисунками на шесть, восемь, двенадцать четвертей. К дробям, которые отбивались ногами, добавлялись хлопушки руками, что придавало как ритмическое, звуковое усиление, так и зрительное, танцевальное. Танцевали не только ноги, в танце участвовало все тело.
ГАСТРОЛЕРЫ ИЗ АМЕРИКИ В РОССИИ. А в Санкт - Петербурге блистали гастролеры из Америки. "Это целая дюжина англичанок закутанных в роскошные костюмы, какая -то балетная симфония английского канкана с металлическим звоном серебристых подков на каблуках, да еще с пением и фигурами", писал журнал "Дивертисмент" в первом номере за 1907 год.
30-40-50 ГОДЫ XX ВЕКА. Тридцатые, сороковые и пятидесятые годы двадцатого столетия являются золотым веком тэп-денса. Эра свинга в джазе, большие оркестры (Бенни Гудмэна, Каунта Бейси и Дюка Эллингтона в Америке, Эдди Рознера, Олега Лундстрема и Леонида Утесова в Советской России) приход звука в кино и появление киномюзиклов - определили успех этого танцевального жанра. Многие джазовые барабанщики свинга и бибопа начинали свою карьеру, как тэп-денсеры, среди них изобретатель "свинг хай-хэт бита" Джо Джонс, а также Бадди Рич и Стив Гэдд. В это же время можно выделить Рэя Болгера (Ray Bolger) и Дональда О'Коннора (Donald O'Connor) культивировавших так называемый эксцентрик-тэп. И, конечно, Элеонору Пауэлл (Eleanor Powell) и Пола Дрепера (Paul Draper), профессиональных балетных танцовщиков, танцующих тэп. Пол Дрепер первый, кто стал танцевать тэп под классическую музыку. Благодаря звуковому кино, тэп попадает в Европу и в течение короткого времени становится таким же популярным, как и в Америке.
СОВЕТСКОЕ КИНО. Советский кинематограф сохранил нам танцы чечеточников братьев Бориса и Юрия Гусаковых, Валерия и Геннадия Сазоновых. Своими оригинальными номерами и высокой техникой обрела известность танцевальная семья Зерновых. Один из ее представителей, Владимир Зернов, проявил себя так же как хореограф и педагог. Можно и должно вспомнить блистательную Любовь Орлову, и ее сольный номер на пушке в кинофильме "Цирк" Георгия Александрова. Восьмидесятые годы прошлого века для тэп-танца в России значимы кинофильмами Карена Шахназарова "Мы из джаза" и "Зимний вечер в Гаграх", также "Прогулкой в ритмах степа" Олега Рябоконя и Натальи Шереметьевской и "Гремучей дюжиной" Святослава Чекина и Владимира Кирсанова.
ФЕСТИВАЛЬ "СТЕП-ПАРАД". В начале девяностых годов недавнего двадцатого столетия в журнале "Балет" появляется публикация методики и уроков тэп-танца, событие неординарное и исключительное во всех отношениях. И, конечно, естественным продолжением этого был первый Московский международный фестиваль "СТЕП - ПАРАД - 93", который состоялся в Москве в 1993 году в Театре Эстрады. Его учредителями стали, и по сей день являются, Российская Хореографическая Ассоциация (президент Ольга Васильевна Лепешинская), Международный союз деятелей эстрадного искусства (первый президент - Махмуд Эсамбаев), журнал Балет (главный редактор Валерия Уральская), генеральный продюсер Фестиваля Олег Шевчук, сопродюсер Виктор Рашкович (США), председатель оргкомитета Фестиваля Владимир Кирсанов. Большую помощь и поддержку Фестивалю оказывает основатель и президент всемирно известной фирмы по производству балетной обуви и театральных костюмов Николай Юрьевич Гришко. В рамках Фестиваля проводились мастер-классы легендарного тэп-танцовщика, хореографа и педагога, автора "The book of Tap" Джерри Эймса, Пэт Кеннон и участников группы "Foot and Fiddle Dance Company", а также Михаила Кушнера-Гусакова, когда-то выступавшего в дуэте "Братья Гусаковы", а сейчас живущего в Нью-Йорке. Конкурс участников и гала-концерты в театре Эстрады, конферировали Борис Брунов и Владимир Заворотний. Председателем жюри конкурса был выдающийся танцовщик Махмуд Эсамбаев. Фестиваль вызвал большой интерес. Это был первый форум российских чечеточников, собравший около 100 участников разного возраста из 10 городов России.
Второй Московский международный фестиваль "СТЕП - ПАРАД 1996". Москва, Театр Оперетты. Здесь собрались представители России (около 150 участников из 15 городов), Украины, Эстонии, Словакии, Чехии, Америки. Мастер-классы проводили Тони Вааг (Tony Waag) (США), Игор Шабла (Словакии). Они блистали на подмостках театра Оперетты в гала-концерте, где к ним присоединились чемпионы Чехии, Европы и мира по тэпу братья Павел и Петр Грубецы, Владимир Шпудейко (Украина), Александр Ивашкевич (Эстония) и лучшие российские тэп-танцовщики. Интернациональное жюри возглавлял патриарх чечетки Петр Львович Гродницкий (Москва).
Третий Московский международный фестиваль "СТЕП - ПАРАД 1999" проходил уже в двух российских городах: в Москве и в Иваново (на родине известных "Братьев Гусаковых"), где Фестиваль был организован с помощью Благотворительного фонда "Атлант" (президент Сергей Цыганов). Там проводились конкурс (председатель жюри Наталия Евгеньевна Шереметьевская) и мастер-классы американца Дж. Эймса и русских мастеров: Валентины Пахомовой, Олега Гусенкова, Бориса Макашова и Владимира Кирсанова. В Москве в Театре Сатиры прошел гала-концерт "Степ-Парад в ХХI век", который собрал представителей России и стран ближнего зарубежья в возрасте от 7 до 70 лет.
Четвертый Московский международный фестиваль "СТЕП - ПАРАД 2000". Москва, Театр Сатиры. В гала-концерте вместе с чемпионами Чехии, Европы и мира Павлом и Петром Грубецами выступили лучшие российские тэп-танцовщики и победители Фестиваля "Степ-Парад".
Пятый Московский международный фестиваль"СТЕП - ПАРАД 2002"состоялся в Москве и Санкт-Петербурге. В фестивале участвовало более 250 человек из 12 стран мира: Россия, США, Франция, Германия, Словакия, Венгрия, Чехия, Эстония, Латвия, Украина, Азербайджан, Япония; и из 19 городов России: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Омск, Иркутск, Красноармейск, Ступино, Жуковский, станица Тбилисская Краснодарского края, Сочи, Вологда, Челябинск, Екатеринбург, Северодвинск, Набережные Челны, Уфа, Старый Оскол, Норильск, Ярославль.
Гостями фестиваля были легенды американского тэпа Бренда Буфалино (Brenda Bufalino), Сэвион Гловер (Savion Glover), Пэт Кэннон (Pat Cannon), Тони Вааг (Tony Waag), Декстер Джонс (Dexter Jones), Джейсон Сэмюэлс-Смит (Jason Samuels-Smith), Майкл "Шухорн" Конли (Michael "Shoehorn" Conley), а также Иветт Гловер (Yvette Glover, вокал); Сара Петронио (Sarah Petronio) (Франция), Оливия Розенкрантц (Olivia Rosenkrantz) (Франция); Мари Фуджибаяши (Mari Fujibayashi) (Япония); Курт Альберт и Клаус Бляйс (Kurt Albert & Klaus Bleis) (Германия); братья Петр и Павел Грубецы (Чехия); Игор Шабла с сыном Адамом (Словакия); Алекс Ивашкевич (Эстония); Владимир Шпудейко (Украина); российские тэп-танцовщики Евгений Зернов, Нина Винниченко, Олеко Абдуллаев, Олег Федоткин, Сергей Просвирнин и Владимир Стариков, Московская группа фламенко "Los de Moscu", "Степ-компания Владимира Кирсанова". Джазовое трио под руководством пианиста Ларри Хэма (Larry Ham, США): Андрей Иванов (контрабас), Федор Андреев (ударные). Биг-бенд Георгия Гараняна. Специальные гости фестиваля: Николай Караченцов, Карен Шахназаров, Александр Панкратов-Черный.
Около 150 человек приняли участие в конкурсе. Оценка выступлений участников производилась международным жюри в составе: Пэт Кэннон (председатель жюри, США), Тони Вааг (США), Игор Шабла (Словакия), Павел Грубец и Петр Грубец (Чехия). Около 100 человек занимались на мастер-классах и курсах, которые на протяжении четырех дней проводили Бренда Буфалино, Сэвион Гловер, Пэт Кэннон, Тони Вааг, Декстер Джонс, Джейсон Сэмюэлс-Смит, Мари Фуджибаяши и Оливия Розенкрантц. На концертах, которые состоялись в Москве в Концертном зале "Мосбизнесцента", Концертном зале им. П.И.Чайковского, Московском театре "Содружество актеров Таганки", Центральном Доме работников искусств, кинотеатре-музее "Иллюзион" и в Санкт-Петербурге в ДК им. М.Горького побывало более трех тысяч зрителей.
"ТАП СИТИ 2002". В том же году в Нью-Йорке в Америке состоялся международный тэп-денс фестиваль "Tap City 2002". И Московский и Нью-йоркский фестивали оказались схожи не только по составу участников и программе, но и по тем тенденциям, которые определись в процессе фестивального движения. Конечно, были различия, и не только потому, что в Москве это был пятый фестиваль, а в Нью-Йорке второй. Мы прекрасно знаем и помним где родился этот танец, понимаем, чем сильны американские тэп-танцовщики и чего не хватает русским.
Оба фестиваля были интенсивны и чрезвычайно сжаты и во времени и в пространстве. В программу двух фестивалей входили мастер-классы и курсы, различные концертные выступления и шоу-программы, семинар с видео и кино-показом. Каждая из этих составляющих программ имела свою оригинальную и своеобразную структуру и форму подачи.
В процессе подготовки к Московскому фестивалю, естественно, были и организационные, и финансовые сложности, были прогнозы о том, что фестиваль уже не нужен, фестиваль не состоится, но все благополучно разрешилось, и опасения друзей были напрасны.
Сто двадцать студийцев в течение четырех дней посещали в Москве ежедневные пятичасовые занятия на мастер-классах и курсах у восьми педагогов, каждый из которых не только профессионал высокого уровня в педагогике, но и выдающийся танцовщик.
Шестьсот человек из множества стран, представителей всех континентов, участвовало в Нью-йоркском "Тап Сити", и в течение недели они посещали занятия тридцати пяти американских педагогов, которые обучали различным стилям и направлениям теп денса. Мастер классы и курсы шли по трехуровневой программе: детской, юношеской и взрослой. Практически все педагоги вели занятия на всех трех уровнях, и это давало возможность студийцам выбрать оптимальную для себя программу и позаниматься у каждого педагога.
Те, кто помнит первый Московский "Степ-Парад-93", помнят его праздничную атмосферу, парад качественных, фантазийных номеров и прекрасных исполнителей. В последующие годы на втором, третьем и четвертом Фестивалях шел в основном количественный набор объема жанра за редким исключением качественных вкраплений номеров или исполнителей. К пятому Фестивалю возникла потребность наполнения программы семинаров и мастер-классов на новом качественном уровне. Было решено пригласить большую группу американских тэп-денсеров и в первую очередь, конечно, афро-американцев Севиона Гловера и Джейсона Сэмюэлса-Смита. "Смотрите, ребята, как сейчас танцует продвинутая молодежь Америки!"
МАСТЕР-КЛАССЫ. Мастер-классы и курсы являются одним из основных моментов подобных фестивалей. Обучение в интенсивной форме на грани своих способностей, возможность познакомиться с различными педагогами, звездами тэпа, о которых только слышал, а видел только по телевизору, и, главное, возможность прямого неформального общения с ними. Знакомство с различными стандартами, стилями и направлениями тэп-денса…Все это дорогого стоит. Это особенно важно и ценно для Московского фестиваля, ибо не всякий профессиональный тэп-танцовщик из России, я уже не говорю о любителях, может себе позволить слетать в Америку и посетить уроки метров родины тэпа. Что же показал Московский фестиваль, и Нью-йоркский помог в этом убедиться? На сегодняшний день у нас в России есть множество студентов, студийцев и исполнителей тэпа, которые достойны хороших учителей, хорошей и грамотной школы, методики, знания основ жанра, его элементарной терминологии, всего того, что является базой жанра. Без этого нельзя обойтись, если мы хотим идти в ногу со временем и быть в сегодняшнем дне тэп-денса. У нас есть хорошие, отличные мастера, танцовщики, своеобразные и уникальные исполнители, по-своему трактующие тэп-денс, но, к сожалению, очень мало настоящих учителей, педагогов и хореографов. К тому же сегодня нужны не только хорошие педагоги, знакомые с основами, методикой и школой, но и те, кто знает современные тенденции жанра, понимает их, кто понимает суть современного импровизационного тэпа. Пока же на наших подмостках, как правило, можно увидеть отрепетированные и поставленные концертные номера, более или менее удачно и талантливо исполненные под более или менее удачную фонограмму. И совсем нет импровизационных номеров, где на первый план выходит тэп-танцовщик со своей оригинальной "музыкой туфель", импровизирующий вместе с "живой" музыкой, пианистом или инструментальным ансамблем, и умеющий придать своему выступлению законченный концертный вид. Конечно, эти два направления тэп-денса ни в коей мере не надо противопоставлять и, тем более, сталкивать. Можно восхищаться импровизациями Севиона Гловера и Джимми Слайда, Сары Петронио, и Джейсона Сэмюэлса-Смита, которых можно было увидеть на Нью-йоркском и Московском фестивалях. Но также можно восхищаться и помнить поставленные, отрепетированные и блестяще исполненные танцевальные миниатюры Фреда Астера, Джина Келли и братьев Николас, отточенные выступления Бренды Буфалино, Тони Ваага, дуэтов TAPAGE и TAP and TRAY на Московском и Нью-йоркском фестивалях. Два направления с условными названиями "афро-американский" и "англо-американский" стили сейчас, как и раньше, продолжают сосуществовать и взаимообогащаться. Тэп-фестивали, прошедшие в Москве и в Нью-Йорке, конкретное тому подтверждение.
Источник:kirsanov.ru